Как живут казахи в уйгурской провинции китая. Как живут казахи в уйгурской провинции китая 80 миллионов казахов живущих в китае комментарии
Жизнь в Центральной Азии: Как этнические казахи в Синьцзяне сохраняют свои традиции
Согласно последним статистическим данным переписи населения в Китае, в регионе Синьцзян (СУАР) проживают более 1,5 миллионов казахов. Их численность занимает третье место после уйгур и ханьцев. Большинство из них уже не одно поколение живут на этой земле, свято храня обычаи и традиции казахского народа.
Исследования, проведенные во время экспедиций в Китай представителей Казахстанского Института социологических исследований, показывают, что 56,7% семей из казахской диаспоры проживают на китайской земле уже более четырех поколений, остальные 43,3% - коренные жители Китая…
«В Китае проживает часть казахов, которые эмигрировали в 30-х годах 20 века во время коллективизации. До этого периода на этой территории уже проживали большие казахские племена. Поэтому в данном случае речь идет о двух больших группах, которые давно проживают на территории Китая, и группе, которая прибыла в досоветский и советский период. Некоторая часть казахов вернулась в Казахстан, но большая все-таки осталась в Китае», - говорит Ботагоз Ракишева, кандидат социологических наук.
Казахская диаспора Китая хранит свои традиции и обычаи, это подтвердили 99% опрошенных респондентов. Во время экспедиции исследователей встречали застольем с национальными блюдами и игрой на домбре.
Большинство жителей Синьцзяня относятся к среднему жузу, также почти 70% казахов в Китае знают все семь своих поколений. 45% казахов СУАР ходят в мечеть один раз в неделю, еще 6% делают это ежедневно.
«Я адайка, мой дедушка переехал сюда во время джута, многие семьи казахов тогда бежали, во время советской коллективизации, мне рассказывали наши родственники… Здесь адайцев мало, в основном потомки тех, кто бежал во время джута 30-х годов. У нас много родственников в Мангистауской области - там наши корни, туда часто ездят мои родственники. Я тоже в следующем году на месяц поеду в Казахстан, в Актау», - рассказала 22-летняя представительница казахской диаспоры Синьцзян-Уйгурского автономного района в интервью исследовательской экспедиции.
«Я казах, мой род – меркит, помните, у Шынгысхана была жена меркитка, я вот из ее рода, нас тут много, живем, в основном, под Урумчи», - рассказывает другой представитель диаспоры, 49-летний мужчина.
«Здесь живут в основном найманы, я найман и моя жена тоже найманка», - говорит 37-летний мужчина.
Более 90% казахской диаспоры получили образование на казахском языке и используют его в повседневной жизни. Около 20% смотрят новости, кино и сериалы, а также читают информацию в интернете на китайском языке. Большинство казахов СУАР заключают браки только с представителями казахской нации – 83,2%, более 7% вступают в брак с уйгурами, 3,8% - с китайцами.
По словам социологов, несмотря на то, что большинство казахов Китая говорят на родном языке, есть беспокойство по поводу будущего казахского языка. Это связано с глобализацией Китая и дополнением казахского словами из других языков. Поддержанию национального языка способствуют казахские школы, садики, языковые курсы и культурные центры Китая. Казахи, проживающие на территории СУАР, в письме используют арабскую вязь, некоторые знают китайские иероглифы. В Китае также можно встретить товары с пояснительными надписями на казахском языке.
88,4% казахов Китая считают эту страны своей родиной, и только 10% из них родной землей называют Казахстан. По словам социолога Ботагоз Ракишевой, это связано с тем, что в Китае проживает большая часть родственников, и китайские земли – это земли их предков.
При этом около 90% респондентов хотели бы, чтобы их дети жили и работали в Казахстане, около 80% - чтобы учились и создавали семьи. Также члены казахской диаспоры признаются, что 60% младшего поколения испытывают трудности в освоении казахского языка и лишь 30% успешно его осваивают.
————————————————————————————
Растворятся ли казахи СУАР в ханьской волне?
Казахи, являясь одним из наиболее успешных национальных меньшинств Китая, тем не менее, стоят перед угрозой постепенного растворения в ханьской среде. В меньшей степени это затрагивает казахов, живущих в сельской местности, в большей – тех, кто проживает в городах и желает добиться успеха наравне с обычными гражданами КНР.
Общая картина
Среди 55 официально зарегистрированных этнических меньшинств КНР казахи занимают 17 место по численности, а в Синьцзян-уйгурском автономном районе, где проживает около 95% всех казахов Китая, они – третий по численности этнос.
На момент образования Китайской Народной Республики в 1949 году, на ее территории проживало 443,7 тысяч казахов. Примечательно, что численность в районе полумиллиона человек держалась вплоть до середины 1970-х годов, после чего начался достаточно интенсивный рост. Политика по ограничению рождаемости, принятая в 1979 году, затронула казахскую общину, что называется, «по касательной». Так, по данным статистического ежегодника Синьцзяна, численность казахов в КНР выросла с 821 тысяч человек в 1978 году до 1,56 миллиона человек в 2013 году. Миллионный порог был преодолен в конце 1980-х годов и с тех пор численность казахской ирреденты растет в среднем на 20-30 тысяч человек в год.
Изменение численности казахского населения СУАР с 1949 по 2012 гг., тысяч человек
В отношении казахского населения существуют довольно мягкие, по китайским меркам, требования в ограничении рождаемости. К примеру, городским казахам разрешается заводить двух детей, в сельской местности можно иметь до трех, а в особо удаленных районах – до четырех детей. Тем не менее, согласно прогнозу Института по изучению национальных меньшинств, процесс ассимиляции казахов в СУАР проходит быстрее, чем, скажем, среди уйгуров или монголов. В немалой степени этому способствовало принятие плана «Большого освоения Запада», направленного на модернизацию западных провинций и увеличения доли там ханьского населения.
Казахи в основной массе проживают: в Или-Казахском автономном округе (Алтайской, Илийской, Тарбагатайской областях); в Мурэ-Казахском (в Санчжи-Дунганском округе), Барколь-Казахском (в Хамийском округе) автономных уездах СУАР и в Аксай-Казахском автономном уезде провинции Ганьсу. Казахи являются титульным этносом в вышеперечисленных территориальных единицах, а также в Хайси-Тибет-Монгол-Казахском автономном округе в провинции Цинхай.
Казахов в СУАР можно разделить на две большие группы по их сферам деятельности: первая – казахи-кочевники и люди, занятые более традиционными для Китая видами сельского хозяйства. Однако, земли в Синьцзяне становятся все большей ценностью и все чаще слышно о случаях массовой скупки земель у казахов и монголов, а также об инцидентах с незаконным изъятием земель. Кроме того, в связи с развитием туризма и созданием в живописных уголках Синьцзяна туристических зон, жизненное пространство казахских кочевников с каждым годом сужается.
Во вторую группу можно отнести высокообразованную интеллигенцию, общественных деятелей и других представителей казахского этноса, проживающих, в основном, в городах и получивших высшее образование в университетах Пекина, Шанхая и других городов Китая, также Японии, что считается особенно престижным среди местного населения.
Культура
В рамках этнической политики КНР, казахам СУАР предоставлены национально-административные права, в рамках которых получают развитие их язык и культурное наследие, довольно развито издательское дело, СМИ, на подъеме – киноиндустрия.
Это подтверждается основательной системой казахских СМИ в Китае. В Пекинском отделе радио Китая работает казахский отдел, который передает новости на казахском языке. Радио Синьцзяна, которое вещает 24 часа в сутки, также располагает казахским отделом. Функционируют два казахских телеканала, работающих 18 часов в сутки, где национальный состав всего персонала состоит из представителей казахского этноса.
К активным элементам научно-культурной жизни казахской общины в КНР можно отнести издательское дело. Работает казахское издательство в Пекине. В Китае функционируют пять издательств, издающих литературу и периодику исключительно на казахском язык. Это: Издательство народов в Пекине, Народное издательство, Издательство молодежи, Научно-техническое издательство, Народное издательство в Урумчи.
В Университете народов работает кафедра казахской литературы. Во всех территориальных единицах, закрепленных за казахским этносом, функционируют казахские либо китайско-казахские школы, где преподается казахский язык наравне с китайским. Именно это положение является опорой столь хорошо развитой системы казахских СМИ.
В Издательстве народов в Пекине были изданы «Қазақ қиссалары» в восемнадцати томах и «Ғашықтық жырлары» в десяти томах. В рамках специальной программы по поддержке культуры национальных меньшинств в Китае выделяются огромные средства на издательское дело и кинематограф, в то время как этническим ханьцам средства на аналогичные цели из бюджета не выделяются.
Коротко об уровне развития киноиндустрии казахов в СУАР, как в целом КНР, можно сказать, что оно имеет восходящую тенденцию. На сегодня сняты фильмы, пользующиеся огромным успехом как «Көрікті мекен», «Жетім қыздың махаббаты» и другие. Как ожидается, этническая казашка Риза Алимжан сыграет главную роль в китайском фильме «Место, известное лишь нам одним», который должен выйти на широкий экран в феврале текущего года.
Казахи во власти
Из-за отсутствия конкретных и официальных данных касательно представленности казахов в органах власти, трудно делать выводы насчет вовлеченности казахов в руководящую сферу. Однако, во всех территориальных единицах, где титульным этносом признаются казахи, первые административные должности, согласно конституции КНР, занимают представители этого же этноса (данное положение не распространяется на должности первых секретарей парткомов, начиная с районного и городского звена).
Также надо отметить, из четырех высших должностей в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где казахи не являются титульным этносом, одну занимает представитель казахов – Нурлан Абдимаджин , сменивший Асхата Керимбая . Он является председателем НПКСК (Народного политического консультативного совета Китая) СУАР.
Существует негласная точка зрения, что до сих пор руководство КНР, в целях уравновешивания уйгурского большинства и подавления сепаратизма, в структурах власти отдавало предпочтение казахам. По некоторым данным, в руководстве СУАР (компартия, исполнительная власть, прокуратура) преобладают представители ханьцев и этнических казахов. Тенденция «предпочтения казахов уйгурам» особенно ярко выражалась после Ининских событий 1997 года. С учетом нарастания фактора уйгурского терроризма, который мы наблюдаем в последние годы, можно предположить, что тенденция сохранится.
Проблемы
Тем не менее, существует ряд факторов, несущих серьезную угрозу полноценному развитию казахского этноса в рамках китайской «семьи народов». Во-первых, это собственно проблема адекватной представленности среди народов Синьцязна. Удельный вес казахов в регионе стремительно снижается на фоне непрерывного увеличения числа ханьцев, приезжающих из других регионов КНР. Так, на момент образования КНР в 1949 году казахов там было почти в 1,5-2 раза больше, чем ханьцев. За этот период численность ханьцев выросла с 291 тысячи до 8,42 миллиона человек в 2012 году. В то же время уйгуры, численность которых в 1949 году достигала 3,29 миллиона человек, в 2012 году насчитывали 10,53 миллиона человек. То есть, если численность казахов выросла примерно в 3 раза, а уйгуров – в 2,5, то численность ханьцев выросла примерно в 29 раз. И нет оснований полагать, что что-то здесь изменится.
Кроме того, несмотря на определенные послабления в демографическом регулировании, традиция многодетности, характерная для казахов, проживающих в сельской местности, все равно подорвана и естественным образом численность казахского этноса будет расти, как и прежде, ограниченными темпами.
Кроме того, нельзя не отметить существенные ограничения в сфере религии, принятые в конце 2014 года. Теперь мусульманам СУАР будет намного сложнее проводить необходимые обряды и следовать всем религиозным предписаниям. Так, к примеру, чтение намаза ограничивается сегодня только мечетями и частным жилищем. Ни в офисах, ни на предприятиях, ни на территории студенческих городков, не говоря уже о госучреждениях, читать намаз мусульмане права не имеют.
Во-вторых, существует ряд проблем экономического характера. Ведение сельскохозяйственной деятельности сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны ханьцев, где эта сфера поставлена поистине на промышленные рельсы. Уровень безработицы среди всех нацменьшинств достаточно высок, активно приезжающие ханьцы, известные своей работоспособностью и умением выживать в сложных условиях, зачастую «перехватывают» работу у местного населения, что провоцирует рост внутреннего недовольства.
В-третьих, говоря о «подводных камнях» в жизни городских казахов в Китае, нужно обратить внимание на следующее. Для того, чтобы стать успешным именно в китайской среде, казахский язык практически не нужен, а вот владение китайским должно быть на уровне носителей. Поэтому условия жизни приводят к тому, что в городах второе и третье поколение казахов уже очень слабо владеют родным языком. Те представители казахского этноса, которые занимают должности во власти, в китайской среде вращаются постоянно, плюс чтобы сделать приличную карьеру, необходимо вступить в ряды Компартии Китая, а значит – стать атеистом. Так что этническую самобытность сохранить очень непросто.
Можно, с определенными оговорками, конечно, сказать, что китайской власти в городах удобнее иметь дело с «формальными» казахами, разделяющими китайские ценности. Сельское же население, известное, в отличие от уйгуров, своей лояльностью к действующей власти, просто остается на прежних правах.
Проблема репатриации, заслуживающая отдельного рассмотрения, также отличается двоякостью. С одной стороны, официально китайские государственные органы не чинят никаких препятствий для желающих выехать на историческую родину. С другой – даже китайские исследователи отмечают, что существует ряд негласных рекомендаций по ограничению выезда квалифицированных специалистов, представителей научной и творческой интеллигенции, а также казахской молодежи.
Казахская община в Китае, являющаяся самой многочисленной казахской общиной за рубежом, дала, по самым последним, данным всего 14,3% в общем числе репатриантов за последние 24 года. Это говорит о том, что казахам в Китае, в целом, довольно комфортно. Однако, чтобы стать по-настоящему успешными, казахам приходится расплачиваться частью своей национальной самобытности.
Татьяна Каукенова
Согласно последним статистическим данным переписи населения в Китае, в регионе Синьцзян (СУАР) проживают более 1,5 миллионов казахов. Их численность занимает третье место после уйгур и ханьцев.
Исследования, проведенные во время экспедиций в Китай представителей Казахстанского Института социологических исследований, показывают, что 56,7% семей из казахской диаспоры проживают на китайской земле уже более четырех поколений, остальные 43,3% - коренные жители Китая.
«В Китае проживает часть казахов, которые эмигрировали в 30-х годах 20 века во время коллективизации. До этого периода на этой территории уже проживали большие казахские племена. Поэтому в данном случае речь идет о двух больших группах, которые давно проживают на территории Китая, и группе, которая прибыла в досоветский и советский период. Некоторая часть казахов вернулась в Казахстан, но большая все-таки осталась в Китае», - говорит Ботагоз Ракишева, кандидат социологических наук.
Казахская диаспора Китая хранит свои традиции и обычаи, это подтвердили 99% опрошенных респондентов. Во время экспедиции исследователей встречали застольем с национальными блюдами и игрой на домбре.
Большинство жителей Синьцзяня относятся к среднему жузу, также почти 70% казахов в Китае знают все семь своих поколений. 45% казахов СУАР ходят в мечеть один раз в неделю, еще 6% делают это ежедневно.
«Я адайка, мой дедушка переехал сюда во время джута, многие семьи казахов тогда бежали, во время советской коллективизации, мне рассказывали наши родственники… Здесь адайцев мало, в основном потомки тех, кто бежал во время джута 30-х годов. У нас много родственников в Мангистауской области - там наши корни, туда часто ездят мои родственники. Я тоже в следующем году на месяц поеду в Казахстан, в Актау», - рассказала 22-летняя представительница казахской диаспоры Синьцзян-Уйгурского автономного района в интервью исследовательской экспедиции.
«Я казах, мой род – меркит, помните, у Шынгысхана была жена меркитка, я вот из ее рода, нас тут много, живем, в основном, под Урумчи», - рассказывает другой представитель диаспоры, 49-летний мужчина.
«Здесь живут в основном найманы, я найман и моя жена тоже найманка», - говорит 37-летний мужчина.
Более 90% казахской диаспоры получили образование на казахском языке и используют его в повседневной жизни. Около 20% смотрят новости, кино и сериалы, а также читают информацию в интернете на китайском языке. Большинство казахов СУАР заключают браки только с представителями казахской нации – 83,2%, более 7% вступают в брак с уйгурами, 3,8% - с китайцами.
По словам социологов, несмотря на то, что большинство казахов Китая говорят на родном языке, есть беспокойство по поводу будущего казахского языка. Это связано с глобализацией Китая и дополнением казахского словами из других языков. Поддержанию национального языка способствуют казахские школы, садики, языковые курсы и культурные центры Китая. Казахи, проживающие на территории СУАР, в письме используют арабскую вязь, некоторые знают китайские иероглифы. В Китае также можно встретить товары с пояснительными надписями на казахском языке.
88,4% казахов Китая считают эту страны своей родиной, и только 10% из них родной землей называют Казахстан. По словам социолога Ботагоз Ракишевой, это связано с тем, что в Китае проживает большая часть родственников, и китайские земли – это земли их предков.
При этом около 90% респондентов хотели бы, чтобы их дети жили и работали в Казахстане, около 80% - чтобы учились и создавали семьи. Также члены казахской диаспоры признаются, что 60% младшего поколения испытывают трудности в освоении казахского языка и лишь 30% успешно его осваивают.
Весной 2018 года этническая казашка Сайрагуль Сауытбай - бывшая преподавательница в одном из лагерей для мусульман, незаконно казахско-китайскую границу. Позже, получив статус беженки в Швеции, она об условиях содержания в лагерях перевоспитания - пытках, физическом и психологическом насилии.
Впервые о лагерях идеологического перевоспитания для этнических меньшинств международное сообщество заговорило в 2017 году. Тогда правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала статью о центрах политического воспитания, куда отправляют задержанных. В октябре 2018 BBC расследование, которое подтвердило их существование. Следом в Reuters вышла статья «Исследуя китайский ГУЛАГ для мусульман», в которой говорилось о пытках и плохих условиях в местах заключения, полицейском режиме в и отсутствии связи с этим регионом.
Международное сообщество обвинило власти Китая в стирании национальной идентичности меньшинств и преступлениях против человечности. Уйгурское сообщество назвало действия правительства культурным геноцидом.
Мы собрали все, что известно о лагерях сейчас, и поговорили с двумя этническими казахами из Китая об идеологическом перевоспитании, страхе и слухах.
Имена героев изменены
О Синьцзяне
Синьцзян или Синьцзян-Уйгурский автономный регион - самая крупная территориальная единица Китайской Народной Республики. В прошлом земля принадлежала уйгурской народности, в 1760 году территорию превратили в военно-административную единицу - Синьцзян, который в 1955 году стал автономной частью КНР. Большая часть населения - уйгуры, хотя там также живут казахи, узбеки, таджики, татары и другие.
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая живет около 1,5 млн казахов. Здесь они учатся в школах и университетах, трудятся в городах и на пастбищах. И в работоспособности не уступают трудолюбивым китайцам, пишет «Караван».
Ожидания от поездки в СУАР не оправдались. Столица округа Урумчи оказалась не провинциальным городишкой с небольшими кафе, магазинчиками и закусочными, а большим и урбанистическим мегаполисом с трехмиллионным населением. Бетонные здания в стиле кубизма, почти полное отсутствие зелени, многоуровневые автострады и претензия на масштабное экономическое развитие – таким предстал город перед глазами журналистов.
Когда самолет стал снижаться, заходя на посадку, стало понятно: густой смог – “достоинство” не только Алматы.
Обежать местный аэропорт на одном дыхании невозможно. Здесь огромные залы прилета и вылета, бесчисленное количество стоянок воздушных судов с телескопическими трапами для пассажиров – и… никакой толкучки, ни в залах получения багажа, ни вообще где-либо. И не скажешь вроде, что Урумчи – город для респектабельных и солидных. Однако сейчас он находится в поре расцвета строительства жилья, центров логистики и торговли, развития инновационных технологий, бизнес-инкубаторов. Здесь приветствуется все новое и перспективное в плане развития бизнеса.
Кара жорга по-китайски
В Синьцзяне проживает около 1,5 миллиона казахов, 10 миллионов уйгур, 8 миллионов ханси, 800 тысяч дунган, 200 тысяч киргизов, а также монголы, узбеки, таджики, татары и даже русские. Всякий удобный момент китайские гиды использовали для того, чтобы показать, насколько комфортно здесь трудиться и чувствовать себя людям всех национальностей и народностей. И, посетив Дунганский и Или-Казахский автономные округа, мы убедились в этом сами.
К примеру, в административном центре Инин (Кульджа) Или-Казахского автономного округа, где компактно проживает большинство китайских казахов, помимо нескольких национальных газет и телеканала, имеется крупная казахская школа № 1.
Оттуда журналисты услышали очень знакомые мотивы. На школьном плацу в такт музыке около тысячи подростков одновременно исполняли танец кара жорга. По-видимому, здесь он служит не только целям эстетического воспитания, но и в качестве разминки перед занятиями.
Все дети были одеты в единую спортивную школьную форму. Дисциплина почти как в армии, никто из подростков здесь шалостей себе не позволяет, не хулиганит и не шкодничает. Кстати, до совершеннолетия появляться в местных религиозных храмах им запрещено по закону (в Китае превалирует атеизм).
Учителям – почет и уважение!
Эта казахская школа рассчитана на обучение тысячи подростков с 4-го по 12-й классы. Малыши с 1-го по 3-й классы учатся отдельно. Учеба в высшей школе, с 10-го по 12-й класс, платная и стоит 750 юаней в год. Это около 35–40 тысяч тенге. Для детей из бедных семей отдаленных сельских районов государство выдает пособия на ту же сумму плюс место в общежитии. Предметы ведутся в основном на казахском, а также на китайском и английском языках. Казахские тексты здесь пишут арабской вязью.
Учителя в Китае – уважаемые люди. В среднем их зарплата составляет 4,5–5 тысяч юаней (около 250 тысяч тенге). А преподаватели высшей категории могут получать и до 8 тысяч юаней (около 400 тысяч тенге). У них есть возможность купить жилье по ценам за квадрат, вдвое меньшим, чем рыночные. Таковы здесь льготы для работников образования.
Жить – не тужить
Еще более интересным мне показалось отношение в Китае к высшему образованию молодежи, в том числе и иностранной. Пообщавшись с казахстанскими студентами из Синьцзянского университета, который входит в топ лучших вузов Китая, я узнала много любопытных подробностей. Всего в нем обучаются студенты из 11 стран.
К примеру, маме Азизы Тлесовой из Жезказгана пришлось напрячься и заплатить около полутора миллионов тенге за два года учебы на китайских языковых курсах, на которые ее дочь поступила сразу после школы.
Зато после успешной сдачи экзаменов в университет на факультет китайского языка и литературы Азизу приняли сразу на 2-й курс, выдав при этом грант от китайского правительства. Благодаря ему оставшиеся три года девочка будет учиться и жить в общежитии абсолютно бесплатно. Притом что один год обучения в Университете Синьцзяна стоит 15 тысяч юаней (750 тысяч тенге), а место в общежитии – от 6 до 9 тысяч юаней (300–450 тысяч тенге).
Судя по всему, в Синьцзяне неплохо живут все, кто умеет трудиться. Так, в семье казахской пожилой пары Даулета и Назаркуль – три взрослые дочери и двое сыновей. Сам аксакал и его жена сейчас на пенсии, получают по 2,5 тысячи юаней (около 120 тысяч тенге). Когда им исполнится по 75 лет, их пенсия увеличится до 3 тысяч юаней.
Раньше они вели кочевой образ жизни, а сейчас живут оседло, в своем доме в одном из районов Инина. Взрослые дети продолжают выпас скота на предгорных пастбищах Кульджи. Семья держит 100 верблюдов, 200 баранов и по нескольку лошадей и коров. Главный источник дохода – производство шубата, кислого верблюжьего молока, которое здесь пользуется большим спросом. Его они реализуют через сеть мелких магазинчиков. Говорят, живут хорошо, ни на что не жалуются и уезжать из этих мест никуда не планируют.
На просторах СУАР осталось еще много чего увлекательного. Например, чудеса Большого театра Синьцзяна с “эффектом присутствия” для зрителей. Парк окаменелых деревьев возрастом 10 миллионов лет. Знаменитые туркменские ахалтекинцы и лошади Пржевальского, которых в наших краях уже почти не осталось.
И, кстати, молва о том, что китайцы необычайно работоспособны, полностью подтвердилась. Все семь дней пребывания в этой стране гид Рахим неизменно вставал в 7, а то и 5 часов утра, чтобы успеть показать гостям все достопримечательности.
Сетевые СМИ о проблемах соотечественников
Обычно родственники за рубежом в Китае не считаются чем-то порочащим человека, однако, когда речь идет о казахах или уйгурах, на ситуацию смотрят совсем иначе. Уйгуры традиционно считают несправедливым присоединение к Китаю Восточного Туркестана (так они называют СУАР) и борются за самостоятельность Синьцзяна. Казахи, которых в Китае насчитывается до полутора миллионов, не проявляют явных сепаратистских настроений. Однако в соседнем с КНР Казахстане живет свыше 200 тысяч уйгуров, которые имеют постоянные связи со своими соотечественниками в Китае. Таким образом, тень сепаратизма падает и на китайских казахов, часть которых, по мнению Пекина, может быть вовлечена в сепаратистскую деятельность.
«За что в Китае осуждено 160 этнических казахов? » — «В Китае 160 этнических казахов осуждено по разным причинам. В специально созданную комиссию по данному вопросу сейчас поступило около четырех тысяч жалоб. В течений недели китайские службы провели обыски в домах 30 тысяч казахских семей. Были изъяты все материалы касательно Казахстана и исламской религий: флаги, книги, фото », — такие шокирующие факты привели на пресс-конференции родственники осужденных в Китае казахов.
«Это накладывает отпечаток на наши отношения » — 7 декабря в Астане этнические казахи из Китая, проживающие в Казахстане, дали пресс-конференцию. На ней они заявили о том, что власти КНР притесняют казахов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. По их словам, там стали закрывать казахские школы, запретили казахам посещать мечети. А у тех, кто хочет уехать в Казахстан, по разным причинам забирают паспорта. Между тем наблюдатели считают, что в КНР не притесняют казахов. С другой стороны, если и притесняют, то нельзя говорить конкретно о казахах, скорее, — это общая политика Пекина по отношению к национальным меньшинствам Китая. Специалисты по Китаю рассказали «Саясат», как нужно действовать Казахстану в этой ситуации.
Ведущий сотрудник Института востоковедения им. Р. Сулейменова Еркин БАЙДАРОВ – «Делать какие-то выводы я пока не могу. Диаспора казахов в Китае — это часть этноса. Мы должны везде, где живут казахи, будь это Китай, Россия, защищать казахов и делать все, чтобы иметь связь с ними, находиться с ними на контакте. Когда мы такое слышим, то это не хорошая новость. Конечно, то, что происходит в Китае, это внутренние дела КНР. Но вопрос наших соотечественников должен показать нас, что есть страна, которая может за них заступиться. Мы должны защищать честь и достоинство наших соотечественников, если, конечно, они не нарушают законы и порядки ».
Доктор политических наук, китаевед Константин СЫРОЕЖКИН – «Казахская диаспора — это горячий вопрос, хотя у неё нет особых проблем в КНР. Потому что всё давно оговорено. Более того, многие этнические казахи занимают чиновничьи должности в СУАР. Какая реакция должна быть в таком случае должна быть? Переговоры организованы, они идут постоянно. Это МИДовская реакция, и она нормальная ».
Аналитик университета Нархоз и со-основатель виртуальной экспертной площадки Bilig Brains Данияр КОСНАЗАРОВ – «Я не думаю, что есть отчетливая точечная политика в отношении казахов, проживающих в Китае, со стороны Пекина. Но в любом случае мы должны уделять внимание этому вопросу. Потому что в Казахстане остро стоял вопрос соотечественников, репатриантов. У нас есть возможность обсуждать и поднимать этот вопрос, что и делается. На мой взгляд, надо обсуждать этот вопрос не завуалировано, а точечно, то есть не вместе с другими вопросами. Принцип наших отношений строится на не вмешательстве во внутренние дела. Но этот фактор нивелируется, учитывая влияние КНР у нас в рамках ЭПШП. Когда такой острый вопрос стоит, негативное восприятие Китая в Казахстане будет только усиливаться. Надо понимать, что этнические казахи не являются силой или угрозой, которая мешает КНР в развитии. По большому счету это накладывает отпечаток на наши отношения. КНР, как и Казахстан, заинтересован в мягком дружественном отношении с соседями ».
«Участились обращения по проблемам казахской диаспоры в КНР » — В связи с участившимися обращениями по различным проблемам этнических казахов в КНР дипломатическими ведомствами Казахстана и Китая проводятся регулярные консультации для обсуждения вопросов казахской диаспоры. Об этом сообщили в пресс-службе МИД РК.
Так, 27 ноября состоялась очередная встреча заместителя министра иностранных дел Казахстана Акылбека Камалдинова с послом Китая Чжан Ханьхуэйем. В этот же день проведены консультации между Департаментом консульской службы МИД Казахстана и руководством консульского отдела посольства КНР в Астане по взаимодействию при решении вопросов, связанных с казахской диаспорой (гражданами КНР).
Ранее, 9 ноября, посол Казахстана в Китае Шахрат Нурышев встретился с помощником министра (вице-министром) иностранных дел КНР Ли Хуэйлаем. Сообщается, что до конца текущего года состоится рабочая поездка первого заместителя министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди в Урумчи для встречи с руководством Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР и управлением иностранных дел СУАР КНР, а также инспекции Паспортно-визовой службы МИД РК.
Также в декабре запланирована рабочая поездка заместителя министра иностранных дел Акылбека Камалдинова в Пекин для проведения очередного заседания Подкомитета по сотрудничеству в области безопасности РК — КНР и межмидовских политических консультаций двух стран, в повестку дня которых также будут включены вопросы казахской диаспоры КНР.
«В соответствии с установками Президента Н. А. Назарбаева вопросы, связанные с казахской диаспорой за рубежом, являются одним из приоритетов в деятельности МИД РК и регулярно включаются в повестку двусторонних переговоров и встреч руководства внешнеполитического ведомства Казахстана с соответствующими органами других стран «, — прокомментировали в МИД РК.
«Посол Китая о ситуации с китайскими казахами: Это наши внутренние дела » — Не вмешиваться во внутренние дела Китая попросил посол КНР в Казахстане Чжан ХАНЬХУЭЙ, комментируя тему притеснения казахов в Синьцзяне.
«Если дело касается граждан, у которых есть китайские паспорта, – это чисто внутренние дела Китая » , – заявил официальный представитель Поднебесной.
«Что касается притеснения казахской диаспоры : во время проведения XIX съезда, до и во время его проведения в СУАР предпринимали жесткие меры надзора и досмотра всех людей, не только казахов, но и ханьцев, и других национальностей без исключения. На местах сотрудники правоохранительных органов перестарались, есть отдельные случаи. По ним мы направили информацию в Пекин и СУАР, потому что высокопоставленные чиновники не знали о ситуации », – сказал Чжан Ханьхуэй.
«Казахам в Китае предоставлены даже большие льготы, чем уйгурам — эксперт о «притеснении» этнических казахов в Поднебесной » — Не так давно на эту проблему обратил внимание Марат ШИБУТОВ в своем материале «Замена «экспорту невест»: почему СМИ США волнует судьба казахов в Китае «. Его взгляд пал на то, что в СМИ все чаще начала мелькать информация о притеснении этнических казахов в Китае. В материале рассматривались случаи, в которых казахов притесняли по религиозным признакам, отбирали карточки оралманов и задерживали за связи с уйгурами. Марат Шибутов предположил, что подобные публикации могут быть выгодны американской стороне, дабы рассорить Казахстан и Китай.
Также все эти новости объединяло то, что у них не было достоверных источников и факты этих деяний никем официально не подтверждены.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил обраться к известному политологу, востоковеду и синологу Константину СЫРОЕЖКИНУ, дабы выяснить как на самом деле обстоят дела у этнических казахов в Китае – «В СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район) казахи в некоторых регионах признаны автохтонным народом, а потому обладают значительно большими правами, нежели в восточных регионах Китая. Более того, по моим личным наблюдениям, казахам предоставлены даже большие льготы, нежели уйгурам, что можно рассматривать и как «дань» казахстанско-китайским отношениям, и как элемент традиционной политики «использования варваров для контроля за варварами». Менять эту политику пока никто не планирует.
Проблема в том, что большая часть описанных запретов распространяется на все население СУАР КНР, а не только на казахов. Нормы отправления религиозных обрядов и ношения «хиджаба» регламентируются «Правилами религиозной деятельности в СУАР», принятыми 4 декабря 2014 года. С 1 июля в КНР вступил в силу «Закон о кибербезопасности», ужесточающий нормы использования Интернета, как в части распространяемой в сети информации, так и регистрации пользователей. Вполне возможно, что фиксируемые случаи временного задержания граждан казахской национальности – следствие вступления в силу именно этого закона. Что касается ограничений на выезд в Казахстан, это «информационная утка». Официально никаких ограничений нет. Власти КНР выезду не препятствуют, а въезд в Казахстан в качестве оралмана регламентируется квотами, предоставляемыми правительством Казахстана и никак не связаны с политикой Китая ».
«Притесняют ли в Китае казахов? » — Стоит отметить, что проблему казахов Китая подняли в конце июня на всемирном курултае казахов, прошедшем в Астане с участием президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА. Один из его участников, проживающий в Германии Омирхан АЛТЫН заявил — «Китайские власти в нарушение своего и международного законодательства, международных норм по защите прав человека попирают права этнических казахов. Наши сородичи просят о помощи, недавно осудили 10 казахов. Говорят, их судят за то, что они хвалили Казахстан, держали связь с сородичами из Казахстана. А еще за то, что они говорили о желании переехать на родину. Судят молодых ребят только за то, что они просто зашли в мечеть помолиться. Такого нельзя допускать. Если мост будет разрушен, то какая тогда будет дружба между народами? Среди наших сородичей террористов нет ».
В ответ Нурсултан НАЗАРБАЕВ сказал: «Мы знаем о событиях в Синьцзяне. Есть терроризм, экстремизм, но о том, что там притесняют казахов, я не слышал. Если это есть, мы узнаем через МИД и обратим соответствующее внимание ».
Валерий СУРГАНОВ – «Никаких плохих чувств. Почему Китай борется не с казахами, а с бородачами » — Информация о неких притеснениях этнических казахов в Китае, которая муссируется в Казахстане второй месяц подряд, напоминает осознанную игру в недосказанность. Вроде бы говорится об имеющих место масштабных притеснениях, но не расшифровывается, что именно они собой представляют. Тот самый случай, когда о ситуации слышали все, но сказать толком что-то конкретное никто не может. Однако, если собрать информацию по крупицам и постараться ее упорядочить, очень похоже, что китайские власти активизировали в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) антитеррористическую кампанию, которая была приурочена к проведению XIX съезда Компартии КНР. Вероятнее всего, под нее и попали проживающие в СУАР этнические казахи, точное число которых не берется назвать никто…
Как видим, в этой истории многое пока неясно. Объективно говоря, необходимо разбирать каждый конкретный случай: действительно ли тут имеются факты подпольной экстремистской или террористической деятельности? До сих пор в точности не известны масштабы: идет ли речь об отдельных личностях или на самом деле можно говорить о массовых задержаниях. Отдельный вопрос – насколько в данном случае вообще имеет значение национальная принадлежность задержанного. Как бы там ни было, важно, чтобы сложными обстоятельствами не воспользовались деструктивные силы, которые хотели бы рассорить две страны и два народа.
© ZONAkz, 2017 г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.