Мечеть кул шариф краткая история. История мечети кул-шариф. Внутреннее убранство мечети
Мечеть Кул-Шариф в Казани воссоздает облик главной мечети Казанского ханства, разрушенной в 1552 году войсками Ивана Грозного. Ее открытие приурочили к 1000-летию города в 2005 году.
Свое имя (тат. Кол Шәриф мәчете, англ. The Kul Sharif mosque) она получила в честь последнего имама города Кул Шарифа — потомка Мухаммеда, воина, поэта и мыслителя. Считается самой большой в Европе и мире, ее вместимость 1500-1700 человек. Очень красивая внешне и внутри. Функция мечети заключается в представлении татарского Ислама в мире.
Экскурсия по мечети Кул Шариф в Казани
Мы посетили Казанский Кремль и мечеть Кул Шариф с индивидуальной экскурсией “ ”. Гид Сергей — профессиональный историк и замечательный рассказчик! Слушать его интересно и увлекательно. Это не монотонная скучная лекция, а продуманное и приятное погружение в историю старой Казани. На сайте Tripster более 260 положительных отзывов о его экскурсии, и мы также поставили ему пятерку!
У Сергея есть около семи вариаций данной экскурсии. Мы выбрали обзорную по Казанскому Кремлю с посещением двух главных храмов: Благовещенского собора и мечети Кул-Шариф. Дополнительно оплачивается вход на территорию Казанского Кремля: 100 руб./чел. для взрослых, 70 руб. для школьников. Если пойдёте в Кремль без экскурсовода, то вход бесплатный. Бесплатный вход на территорию Кремля, в т.ч. для групп, после 20:00.
Есть и групповые обзорные экскурсии по Кремлю с посещением казанской мечети. Стоят они дешевле, цены от 600 рублей, но людей в группе будет больше. Проводят их другие гиды, не Сергей. На таких экскурсиях вы узнаете краткую историю Кул Шариф и сделаете фото внутри мечети.
Адрес мечети и где находится
Кул Шариф находится в самом центре Казани, в западной части Казанского Кремля и видна из многих точек города. Добраться можно на общественном транспорте до остановок «Центральный стадион», «Дворец спорта», «ЦУМ» автобусами: 6, 15, 29, 35, 35а, 37, 47, 74, 74а, 75 и др. Или на метро до станции «Кремлевская».
Адрес мечети Кул Шариф: ул. Шейнкмана, Казань, Респ. Татарстан, 420014.
Часы работы
Мечеть открыта для посещения с 9:00 до 19:30. При заказе вечерней экскурсии (только в сопровождении экскурсовода) можно посетить до 20:30.
Часы работы мечети Кул Шариф в Новогодние праздники:
- 31 декабря с 8:00 до 18:00 (с 17:30 на выход);
- 1 января с 10:00 до 20:00 (с 19:30 на выход);
- 2-8 января - в обычном режиме.
- Цена билета в Кул Шариф: бесплатно.
Кул-Шариф строилась и проектировалась в наши дни архитекторами Ш. Х. Латыповым, М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Мечеть представляет собой симметричное сооружение, в основании которого, пересекаются под углом 45 градусов, два квадрата — Исламский символ Бисмилла — “Во Имя Аллаха”.
Стены сооружения представляют собой восемь стрельчатых арок. Окна декорированы витражами. Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Венчают мечеть восемь полумесяцев, все они обращены в сторону Мекки. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — здание пожарной части.
Мечеть в цифрах
- Высота минаретов: 55 м (в некоторых источниках 58 м);
- Высота купола в форме Казанской шапки (короны ханов): 36 м;
- Диаметр купола: 17,5 м;
- Вместимость мечети: 1500-1700 человек;
- Вместимость площади перед мечетью (места для молящихся указаны зелеными квадратами): 10 000 человек;
- Количество этажей: 5.
Правила посещения мечети Кул Шариф
На входе в мечеть дают платочки и юбки. Обувь снимать не надо. Внутри организовано большое фойе, зона для туристов со скамейками. Также есть смотровые балконы, откуда можно увидеть молельные залы.
В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира.
Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.
Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.
У Бога 99 имен, вообще их 100, но сотое сокрыто и явится только в судный день праведникам. Только они узнают сотое имя.
Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.
Макет мечети — произведение современного ювелирного искусства из золота и серебра, в традициях древнего татарского искусства, созданное русскими мастерами. Условный макет мечети Кул-Шариф в масштабе 1:80. Использовалась техника скани — создание из тонкой серебряной проволоки замечательных по красоте и сложности узоров. Комбинирование с финифтью — цветными эмалями, чаще всего бирюзой. Также во внешнем облике, белый камень с бирюзовым куполом и шатрами минаретов.
На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.
Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное. Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные.
Тюльпан пришел в татарскую культуру и тюркский мир из древней степной истории. В степях живут не только барсы, а до сих пор цветет дикий тюльпан. На Новый год — Навруз, в день весеннего равноденствия, люди дарят друг другу луковицы тюльпана, как залог богатства, счастья, успеха и пожелание здоровья. Турки видели тюльпан, а к казанским татарам он пришел из сказок и легенд, поэтому так ярко выражен в искусстве и архитектуре.
Балкон
С балкона открывается вид на мужской молельный зал вместимостью 800 человек, а галерея чуть выше — для женщин на 300 человек. Мужчины и женщины молятся отдельно. Это забота о комфорте женщины. Для мулы специальный коврик и дальше рядами располагаются верующие. На ковре узор, который указывает места для молитвы.
Купол мечети
У мечети Кул Шариф очень красивый купол, тексты все коранические. И все короткие тексты, которые мы видим — это часть 99 имен Бога. Тексты подлиннее, например в основании купола, в центре — это важнейшие суры Корана, произносимые на Намазе. Мотив тюльпана хорошо виден на боковых поверхностях купола.
В центре — люстра в форме цветка лотоса из богемского стекла — хрусталя. Диаметр более 5 метров, общая масса вместе с креплениями около 1800 кг.
С правой стороны от михраба лесенка-возвышение минбар — место проповеди.
В христианстве день проповеди воскресенье, а у мусульман пятница. Проповедь читается на языке понятном общине, в Казани это современный татарский. Имам поднимается наверх, но никогда не встает на последнюю ступеньку.
Помимо самой мечети, в комплекс входят музей Исламской культуры, библиотека, издательский центр, экскурсионное бюро и управление имама. Мусульманские праздники широко отмечаются в Казани, это выходные дни.
- Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
- Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
- Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
- Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
- Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
- Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
- В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
- Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
- Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
- В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
- Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
- Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.
Какие ассоциации у вас возникают при слове «Казань»? Татары, Кремль, пышно отпразднованное тысячелетие столицы, уникальная по своей архитектуре и необычной истории мечеть Кул Шариф. Город, вмещающий в себя не только многовековую историю и годы кровавых баталий, но и нерушимую интернациональную дружбу и межконфессиональное единение. Все это в себе соединила мечеть Кул Шариф, которой в этом году исполнилось десять лет. По ней мы с вами и совершим сегодня виртуальную экскурсию и узнаем несколько тайн, ранее покрытых мраком.
Историю создания самой значимой и узнаваемой татарстанской мечети не знает разве что ленивый.
Вернемся в трагический 1552 год, когда Иван Грозный войной пошел на Казань. Сеид Кул Шариф героически сражался за родную землю, однако при штурме погиб. Погибло и его детище – многоминаретная мечеть, сожженная до тла. Центральная мечеть столицы Казанского ханства была полностью разрушена, а сам город лежал в руинах, пожары не прекращались. Лишь на исходе XX века было принято решение о восстановлении знаменитой мечети. И вот, в 1995 году первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал Указ о воссоздании мечети. Был объявлен конкурс, итоги которого подвели на следующий год.
Стоит отметить, что свои работы присылали архитекторы со всего мира, однако победу одержали казанские специалисты. С этого дня целый народ начинает жить легендарными образами дорогой сердцу мечети. Зимой 1996 года и был заложен памятный знак. Спустя год, весной, закладываются фундамент мечети. Ближайшие три года идет проектирование интерьера. И вот летом 2001 года на мечеть устанавливают шпили и купола. Торжественное открытие состоялось 24 июня 2005 года.
Новая мечеть стала чем-то особенным. Это не просто главная мечеть Татарстана и одна из крупнейших мечетей Европы. Это не просто место для поклонения и связи с Всевышним. Кул Шариф стал символом Казани и всей республики, притягательным местом для татар со всего мира. В памяти народа еще живы воспоминания о героической обороне мечети и ее разрушении. Архитекторы старались воссоздать всю красоту и уникальной мечети, вернуть ее в культуру, в историю. В основе реконструкции были заложены две идеи. Во-первых, воссоздание легендарной мечети было важным моментом для Татарстана, вновь обретшего свою государственность. К тому же это память о защитниках Отечества. Мечеть Кул Шариф символична и имеет в своей архитектуре необычные формы, которые лишь еще сильней привлекают взор и завораживают.
11 символов и тайн, окутавших мечеть Кул Шариф
1. Главный символ – место, выбранное для реконструкции мечети, словно с подсказки Всевышнего. Двор Юнкерского училища стал новым домом для Соборной мечети. Как оказалось позднее, мечеть обошла все провалы, разломы и оползни, изобилующие в другой части Кремля. Весь комплекс с поразительной точностью ориентирован на Мекку. К тому же училище, воинский плац и казарма символизируют военную силу. Теперь же здесь возвышается мечеть Кул Шариф, как символ смены эпох.
2. Это единственная мечеть, имеющая 4 минарета , против традиционного одного для татарских религиозных учреждений. Однако команда архитекторов, трудившаяся не один год над воссозданием комплекса Соборной мечети постаралась приблизить его художественный образ к татарской архитектуре. Купол мечети имеет форму, напоминающую образ коронный ханов Казани.
3. Кул Шариф представляет собой не одну только мечеть , но целый комплекс, включающий в себя мечеть, памятный камень и административное здание.
4. Внутри мечети с 2006 года действует Музей исламской культуры , один из стендов которого посвящен пяти столпам ислама, а именно: Вера в Аллаха и что Мухаммад – его посланник, намаз, ураза, закят и хадж.
5. Интересна и сама планировка мечети . План представлен в виде двух квадратов, пересекающихся под углом в 45 градусов и являющих собой известный мусульманский знак, означающих «благословение Аллаха».
6. Мечеть украшают восемь полумесяцев , что соответствует количеству минаретов разрушенной в XVI веке мечети.
7. В оформлении мечети можно найти традиционный для ислама и для татар элемент художественного украшения – тюльпан , который так органично влился в концепцию реконструкции. Этот цветок является древнебулгарским символом возрождения и процветания. В форме тюльпана прорезаны окна на куполе.
8. На внутреннем куполе мечети арабской вязью начертана сура Корана «Ихлас» , а на стенах написаны все 99 имен Всевышнего, на шамаилях – имена пророков.
9. Внутреннее убранство и оформление Соборной мечети уникально по своей сути . Здесь посетители смогут найти и панно из керамики, и росписи, выполненные по технологии XVI века, и римскую мозаику, и ручную резьбу по дереву и камню. Радуют глаз уникальные по манере исполнения витражи и цветные стекла, позолотные работы и золотое шитье.
10. Стоит отметить, что в строительстве главной татарстанской мечети принял участие, пожалуй, весь мир. Возводили Кул Шариф строители из Турции, ковры, устлавшие пол мечети (протяженностью в 2000 квадратных метров) подарило иранское правительство, гранит и мрамор для украшения восьмиминаретного собора привезли из Урала, цветная люстра – из Чехии.
11. Открытая летом 2005 года мечеть Кул Шариф стала не просто рукотворным памятником истории и мастерству татарских зодчих , но и воплотила в себе идею межконфессионального единства в Татарстане. Через архитектурные элементы выразилась идея мира между двумя конфессиями республики – мусульманской и православной общин.
В этом году вновь возведенной мечети Кул Шариф исполнилось десять лет. На протяжении этого времени она радовала глаз не только жителей республики, но и гостей столицы. По истине, по одной этой мечети можно проследить и прочитать как в книге историю Казанского ханства.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось нашими современниками. День открытия приходится на 2005 год. В этот период состоялся тысячелетний юбилей знаменитого города Казани. В настоящее время обитель является действующей. Сюда каждый день приходит большое количество мусульман, а также приезжие. Для туристов специально организованы балконные зоны. Здесь можно остановиться для того, чтобы полюбоваться местными красотами и «ощутить размах».
Современное архитектурное творение отличается необычайной красотой. Мечеть расположилась на территории Древнего Казанского Кремля в республике Татарстан. Удивительным образом здесь переплетаются различные эпохи и культуры. Поблизости разместился Благовещенский собор и здание Губернаторского дворца — это советские постройки.
Общие сведения
Ранее тут концентрировались казармы и воинские плацы. Строительные мероприятия шли основательно и с размахом, а полученный результат оправдал все ожидания. Сегодня это самая крупная обитель в Республике и является ее символом.
Кул Шариф – это непростое название. Так, когда-то называли историческую личность, которая занималась общественной, преподавательской деятельностью, увлекалась поэзией. Кул Шариф с помощью своих учеников принимал участие в воинских сражениях против Ивана Грозного. Большая часть учеников погибла, некоторым даже не было 15 лет. Они доблестно сражались за защиту своего народа. Известная личность на многих картинах написана с книгами в руках. Подвижник мог похвастаться довольно неплохой библиотекой.
Красивое сооружение по форме похоже на тюльпан. В процессе возведения использовалась арочная система. Оконные проемы и двери красиво обрамлены полукругом, а арки имеют заостренную вершину. Большое количество полумесяцев выступают символом сложенные руки — молитвенный жест мусульман. Одна из арок обладает четырьмя минаретами, высота которых достигает 58 метров. Помещение внутри достаточно просторное. Оно способно вместить до 1500 человек, более того, на придворовой части могут поместиться еще 1000 верующих.
Отдельного внимания заслуживает основной купол. Он выступает в роли символа «Казанской шапки», которая у тартаров применялась в качестве короны. Впоследствии данная шапка оказалась в Москве и служила, как трофей. Внешний вид конструкции является тщательно продуманным. Он комбинирует в себе традиции ислама и обычаи татар. Сбор материалов для возведения святыни производился по частям. К примеру, мрамор и гранит был доставлен с Урала, а великолепные ковры привезены иранцами в роли презента. Центральная люстра, выполненная из хрусталя, изготовлена чешскими мастерами.
Внутреннее убранство завораживает с первого взгляда. Оно состоит из большого зала, предназначенного для молитв, музея, библиотеки, центра управления. Оно продумано до мельчайшей подробности, каждый штрих находится на своем месте. Величественная красавица в вечернее время подсвечивается специально иллюминацией. Она эффектно подчеркивает все выигрышные стороны проекта.
Как добраться?
Доехать до пункта назначения несложно. Конечный пункт прибытия Кремль. Для этого достаточно воспользоваться станцией «Кремлевская». Также можно воспользоваться автобусом. Ехать потребуется до остановки «Батурина». Ходят разнообразные маршрутки, и курсирует троллейбус под номером 2.
История создания
Здание, расположенное на площади Тысячелетия сразу приковывает к себе внимание. Оно несет в себе не только большое религиозное значение, но и является центром просвещения, содержит в себе памятные материалы национального характера. Монтаж конструкции выполнялся на участке старой церкви. В 1552 году она была разрушена вследствие атак Ивана Грозного. Оборону из последних сил держал Кул Шариф. В тот период погибло много невинных душ. В честь имени воина и была названа новая постройка.
Вскоре, в 1995 году, был подписан указ о воссоздании мечети. На тот момент президентом являлся М. Ш. Шаймиев. В этот период проходил конкурс на утверждение самого лучшего эскиза. Создатель одержал заслуженную победу. Его работа вызвала всеобщи восторг. В строительных — операциях принимало участие более 40 тысяч людей. Их имена занесены в книги, которые хранятся до настоящего времени. 24 июня 2005 года храм был открыт официально.
Особенности архитектуры
Невероятно удачно было подобрано место будущего строения. Оно расположилось в самой роскошной точке населенного пункта. Это был когда-то двор юнкерского училища. Сегодня впереди находятся только кремлевские стены и выполнен небольшой спуск с холма. Мечеть высоко возносится своими минаретами, словно доминируя над возвышенностью. Пропорции святыни гармонично вписываются в общую картину белокаменной цитадели, оригинально дополняя ее.
Огромная площадь перед церковью в праздник собирает многочисленную толпу молящихся людей. Процесс возведения преимущественно осуществлялся на добровольные пожертвования. В одном из залов хранится летопись, где описаны лица, внесшие свою лепту в зарождение обители.
Корпус самого здания направлен на Мекку. Он исполнен с помощью двух квадратов, которые установлены параллельно друг другу. Такое расположение является повторением символики – «благословение Аллаха». Купольная мечеть с восьмью лучами со всех сторон обрамлена эффектными минаретами в количестве 55 штук. Согласно задумке архитекторов основной свод должен выходить на первый план и представлять собой легенду казанских ханов – шапку.
Наружная облицовка выполнена уральскими плитами белоснежного цвета. Внешний вид конструкции отдаленно напоминает булгарский собор Аль-Кабир. Напомним, что он выступает символом поволжского ислама. Оконные и дверные проемы обрамлены по булгарским мотивам. Строение выполнено в виде изысканного тюльпана и олицетворяет возрождение и прогресс. Оконные арки отдаленно похожи на татарские юрты и смотрятся невероятно оригинально. Разноцветные витражи, арабская вязь удачно вписываются в данную картину, выступая завершающе нотой.
Постройка из пяти этажей включает в себя три наземных, технических и цокольных этажа. Сегодня для посещения туристов открыты наземные этажи. Здесь находится достаточно вместительная гардеробная и молельный зал. Также предусмотрены — музей, библиотека и ряд административных помещений.
Внутренняя отделка
Внутреннее убранство выполнено на основе использования керамики, росписи, резьбы по дереву. Также периодически прослеживаются элементы римской мозаики, Корана, полумесяцев. Все это гармонично соединяется в единый ансамбль. Многочисленные ковры умело дополняют общий интерьер, делая его по-особенному уютным. В центральной части пространства красуется величественная, хрустальная люстра. Она в высоту достигает 5 метров. Общий вес осветительного прибора – более 2 тонн.
При входе в святилище необходимо руководствоваться установленными правилами — при входе необходимо снимать обувь, а голова должна быть покрыта платком. Вход в сооружение открыт с северной части. Именно там и находится главная молитвенная площадь. Для посещения музея необходимо направится в южную часть.
Экспозиция музейной части непременно заслуживает вашего внимания. Здесь вы сможете более глубоко проникнуться мусульманской религией, узнать немало интересного и увлекательного о Поволжье. Очень примечательны религиозные мусульманские атрибуты. К примеру, здесь хранится немало предметов для проведения молитвенных обрядов. Потолок оформлен великими художниками татарской земли. Все изображения первоначально сделаны на холсте, а затем специальным образом подняты к потолку.
Достопримечательность создавалась умелыми руками. Олицетворение веры различных народных традиций построено основательно – арки с аятами, изящные орнаменты, косички, полумесяцы. Славный цветок — это отождествление восьми минаретов прошлого. Интерьер комбинирует в себе все типы работ и отделки. Его реализация выполнялась на основе использования технологий 16 века. Применяемые материалы (камень, дерево, алебастр) отбирались с особой тщательностью. Восхищает множество позолоченных деталей пространства. Они наполняют его светом и торжественностью. Лепнина и мозаика придают дополнительную гармонию.
Интересно, что данная постройка — это непросто перечень сооружений, а целый комплекс большого размера. Высота центрального купола достигает 39 метров. Большое количество гостей пребывает сюда, чтобы поближе познакомиться с местной культурой. Местный музей хранит в себе немало тан и массу интересного. Это популярное место для проведения обрядов бракосочетания. Венчание приходит по шариату. Запись на обряд должна осуществляться заранее, так как число желающих велико.
В процессе строительства перед архитекторами стояла достаточно непростая задача. Им требовалось на основе использования имеющихся архитектурных средств воссоздать традиции исламской культуры татарских земель. Следует отметить, что авторам полностью удалось раскрыть тему. Конструкции арок в форме стрелок полностью отражают задумку. Отдаленно возведение похоже на каркасные строения юрт. Они отличались мобильностью у кочевников.
Как известно, у древних булгар символом счастья выступал тюльпан. Именно он и взял на себя функцию главного художественного образа. Более того, перед архитекторами стояла задача выигрышно совместить мусульманскую и православную религию. Они являются ведущими в Республике. Художественный образ творения удивительным образом комбинирует в себе государственность, мемориальность, воспоминания о непростом военном периоде.
Святыня, появившись в поселении, несколько перевернула сознание местных жителей. Она привнесла определенные изменения в градостроительный уклад района. Здание дает возможность по-иному взглянуть на внутренний уклад страны, глубже понять ее материальное и духовное содержание.
Обитель была воссоздана заново, буквально по крупицам. Она стала своеобразным религиозным центром, заманивающим верующих со всех уголков планеты.
Где остановится на ночлег?
В Казани предусмотрено немало гостиниц и отелей, где можно организовать ночевку. Буквально в каждом районе имеются номера, которые вы можете забронировать заранее. Доступны решения на любой бюджет и вкус. Для экономии времени на дороге можно порекомендовать воспользоваться отелями, расположенными в центре. Повышенным спросом пользуются такие гостиницы, как «Островский», «Мираж», «Джузеппе», «Ногай», «Волга» и многие другие. Вы с легкостью найдете подходящее решение.
Выводы
Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г. Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник.
Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса. Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс.
Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители. В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.
Кул Шариф Хаджитархани (Астраханский) - имам, религиозный деятель XVI века, поэт, национальный герой татарского народа, возглавивший в октябре 1552 года от войск московского князя Иоанна IV (рус.: Иван Грозный).
Кул Шариф в последние дни жизни ханства являлся главой местного мусульманского духовенства. Андрей Курбский, один из полководцев Московии, описывая эпизод, связанный со взятием московитами Казани в 1552 году, называет Кул-Шарифа на европейский лад "великим епископом" ханства. В самой Казани Кул-Шарифа также нередко называли эмиром, то есть предводителем местных мусульман.
Судя по источникам, Кул Шариф, как и его предшественник на посту главы местного духовенства - Кул Мухаммед, был из рода крымских сеидов. Некоторое время Кул Шариф жил в Астраханском ханстве. Отсюда у него и псевдоним Хаджитархани, то есть "Астраханский".
Наиболее важным трудом, авторство которого многими исследователями приписывается Кул Шарифу, является произведение "Зафернаме-и вилайет-и Казан" (1550), написанное преимущественно прозой с небольшими поэтическими отступлениями. Помимо этого перу казанского имама принадлежит сборник стихов-мунаджатов, подписанных как раз псевдонимом Хаджитархани.
Эпоха, в которой жил Кул Шариф, - это трагическое время гибели Казанского ханства. Эмир и поэт оставил после себя строки, описывающие трагедию его народа. В частности, в "Зафернаме-и вилайет-и Казан" Кул Шариф говорит о Казани:
"Ханству неоткуда ждать помощи и поддержки, кроме покровительства Всевышнего и помощи ангелов. Из-за такой тяжелой ситуации падишахи города Казани обеспечивают безопасность своего государства путем соглашения со страной кяфиров. Было так: для благополучия народа и ради его жизни заключали договор с Москвой, между двумя сторонами ходили послы, обеспечивая взаимопонимание". "Зафернаме-и вилайет-и Казан", 1550.
Эти строки были написаны в 1550 году, но уже в апреле 1551 года началось новое наступление московитов, которые в июне обступили Казань.
"Настали тяжелые времена, и казанцы дрогнули: они послали "к Шигалею и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленети их не велел, а дал бы им на государство царя Шигалея, а Утемешь-Гирея царя государь к себе взял и с материю Сююнбика-царицею" (Патриаршая летопись). С таким предложением к хану Шах-Али и русским воеводам приезжали "мулла" Кул Шариф и тюменский "князь" Бибарс Растов. Но они действовали не самостоятельно, а выполняли волю "всей земли Казанской", что отчетливо видно из грамоты казанцев, отправленной тогда Ивану IV. Лишь после угроз послы приняли условия Москвы, среди которых было и требование выдать Сююмбике с малолетним сыном-ханом. Ясно, что никакой личной вины у Кул Шарифа с Бибарсом в этом не было - они выполняли общегосударственное решение, да и то всего лишь как дипломаты". Дамир Исхаков, "Руководитель великих: воин, поэт и мыслитель Кол-Шериф".
Как показала история, московиты и не думали оставлять Казань в покое, а сдача казанцами своего хана с матерью лишь подстегнула князя Иоанна к дальнейшей деятельности против ханства.
В 1552 году московиты осадили Казань. Несмотря на численное преимущество врага, город защищался 41 день. Немногим более 30 тысяч воинов противостояли 150-тысячному войску князя Иоанна, оснащенному новейшим техническим вооружением. Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.
Во время штурма Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он защищал возвышенность, где стояла 400-летняя мечеть с восемью минаретами. Вместе со своей богатой библиотекой эта мечеть считалась центром религиозного просвещения в Поволжье. Захватчики не оставили от здания и камня на камне. Кул Шариф, как и все защищавшие город его сподвижники, погибли в неравной битве.
Трагические события 16 века
После длительной обороны, которая длилась ровно 41 день, второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Историки называют эту оборону героической, так как огромному 150-тысячному московскому войску под предводительством Ивана Грозного противостояло не более 30 тысяч воинов и конница. Глава духовенства и царь Казани на протяжении всего боя продолжали вдохновлять и воодушевлять казанцев, никто не думал даже о сдаче Казани. В то время в Казани правил Едигер-Хан. Но новейшие технические вооружения Ивана Грозного жестоко пробились в горящий город.
Во Время обороны Казани сеид Кул Шариф был главным руководителем. Его ученики оказывали упорное сопротивление, но после штурма все они героически погибли. Погиб и сам Кул Шариф. Мечеть была разрушена и сожжена. Прекрасная многоминаретная мечеть Казани больше не возвышалась на холме.
Пожар охватил весь город. Многобашенная мечеть, у стен которой отчаянно защищались и оборонялись казанцы под предводительством сеида Кул-Шарифа , почти полностью сгорела. Последняя схватка погубила всех защитников города. Перед царем Иваном Грозным предстал поверженный город. Он с удивлением осматривал красивейшие дворцы, которые смогли уцелеть, и укрепление города. Царь праздновал победу и в честь этого, приказал построить памятный храм. В Москве возродили красивейший собор Василия Блаженного с девятью башнями. А центральная мечеть Казани была почти полностью разрушена. После взятия города, Казань имела печальный вид. Все защитники погибли, город почти полностью сгорел. Столице ханства лежала в руинах, пожары не прекращались.
Намного позже татарский философ, ученый и просветитель Ш. Марджани провел исследование, в котором он выяснил, что в Кремле когда-то находилась соборная мечеть, а во главе ее стоял сеид Шарифкол. Шарифкол пользовался уважением и почетом среди религиозных деятелей. Это был не только ученый, но и поэт. Четыреста лет назад великолепная и изящная мечеть украшала Казань. Библиотека мечети была богата, а красота - неописуема. В своем исследовании Марджани также отметил, что мечеть являлась центром развития наук и религиозного просвещения всего Среднего Поволжья 16 века. Назвали мечеть в честь имама сеида Кул Шарифа.
Восстановление мечети Кул-Шариф
В те годы, когда демократия была развернута во всей своей красе, общественность стала поднимать вопрос о том, чтобы восстановить знаменитую мечеть Кул Шариф. Татарский народ веками мечтал об этом, и вот, наконец, президент Республики Татарстан пошел им навстречу. М.Ш. Шаймиев осенью 1995 года решил подписать Указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф. Место для постройки здания было определено там, где раньше располагалось Юнкерское училище. Здесь торжественно заложили памятный знак, а весной 1996 года конкурс был завершен. Летом президент России Борис Ельцин посетил это место, где должна была строиться новая мечеть, и даже пообещал выделить на строительство некоторое количество денег. И с тех пор народ живет представлениями о легендарном образе мечети и ее руководителе, Кул Шарифе.
Новая мечеть – это не просто самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Кул-Шариф является символом Казани и Татарстана, является притягательным центром для всех татар мира, одним из национальных образов. В памяти народа еще сохранено воспоминание о той главной мечети, которая когда-то оборонялась, и в итоге сгорела дотла. Архитекторы восстанавливали конструкцию комплекса, представляя себе всю красоту и величие храма, пытаясь возвратить его в родную культуру. Основная идея реконструкции лежала в архитектуре, и имела большое историческое значение. Ведь это главная мечеть Татарстана и всего татарского народа, который возродил свою государственность. Еще одна идея была заложена в реконструкции. Это память о защитниках отечества. Такую же роль, например, играют собор Василия Блаженного, который находится в Москве, и мечеть Мухаммеда-Али, которая располагается в Каире. Оба эти здания появились в переломный период стран. Они символичны и имеют нетрадиционные формы, архитектура – уникальна. Этими качествами обладает и новая Соборная мечеть Казани. Недаром эта мечеть находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Символичность мечети Кул-Шариф
Самым главным символом является место, которое выбрали для постройки новой мечети. Эта территория была выбрана с помощью опроса экспертов. Двор бывшего Юнкерского училища, казалось бы, подсказал сам Всевышний. Впоследствии оказалось, что мечеть каким-то непонятным образом обошла все многочисленные геологические провалы, разломы и оползни, которыми изобилует остальная часть Кремля. Комплекс ориентирован на Мекку с самой высокой точностью. Проект четырех архитекторов не зря победил. Училище, казарма и воинский плац символизируют многовековую военную силу, которая вытеснила татар. И именно здесь теперь построен культовый комплекс, который олицетворяет смену разных эпох.
Художественный образ целого комплекса имеет заложенные в себе смысловые элементы, которые приблизили архитектуру мечети именно к татарским традициям. Композиция в основе та же, но здесь символически отразилась легенда о трагической судьбе мечети Кул-Шариф. Архитекторы также ввели дополнительные башни, приблизив тем самым мечеть к легендарному образу. А купол имеет форму, которая ассоциируется с образом короны ханов Казани. Президент республики Татарстан неоднократно говорил о мечети Кул-Шариф, как о символе возрождения.
Хронология строительства мечети Кул-Шариф
1990-е Общественность Татарстана поднимает вопрос о реконструкции мечети. 1995 - Осень. Президент республики Татарстан издает указ о воссоздании Кул-Шарифа на территории Кремля Казани. 1995 - Зима. Для воссоздания мечети был объявлен конкурс среди архитекторов, которые должны были представить лучший проект. 1996 - Зима. Для строительства была выбрана территория бывшего Юнкерского училища. Этой зимой был торжественно заложен памятный знак. 1996 - Весна. Конкурс среди архитекторов завершен, определены победители. | 1997 - Закладывается фундамент мечети. 1998 - Архитекторы начинают проектировать интерьер храма. Проектирование закончилось в 2001 году. 1998 - Весна. Цокольный этаж практически завершен. Создается монолитный бетонный каркас. 1999 - Изготавливаются металлические конструкции шпилей минаретов, а также купола. Все металлические конструкции были произведены местным авиационным училищем и организацией "Вакуумаш". 2001 - На мечети были установлены шпили и купола. 2005 - Торжественное открытие мечети Кул-Шариф |