Какие деревья растут в екатерининском парке. Екатерининский парк в царском селе. Зеркальные пруды и Верхняя ванна
Большой парк Царского Села русскому человеку особенно дорог, так как он связан с жизнью А. С. Пушкина. Под сенью старых деревьев сразу же приходят на память пушкинские строки: Воспоминаньями смущенный, Исполнен сладкою тоской, Сады прекрасные, под сумрак ваш священный Вхожу с поникшею главой. Две части парка - регулярная и пейзажная - раскрывают интереснейшую страницу в истории русского паркостроения.
В течение четырех лет Растрелли одновременно руководил работами по строительству дворца и устройству парков.
На расширенной территории Старого сада появились новые аллеи, вдоль которых высадили стройные липы, специально выращенные в питомнике.
На лужайках среди боскетов росли яблони, а вдоль фасадов дворца были расставлены в кадках лавровые и тисовые деревья, выписанные из-за границы. Участок бывшей Дикой рощи стал центром парка: 8 дорожек звездообразно расходились из его середины в разные стороны.
Особую заботу для царской челяди всегда представляло отсутствие в летней резиденции водных ресурсов.
Существовал проект проведения в Царское Село невской воды, но его внедрению мешала высота местности.
Большой пруд считался главным водоемом парка. Его углубили и придали ему сложную геометрическую форму, соединив открытым каналом с родниками, бьющими из-под земли в 6 км от усадьбы, близ деревни Виттолово.
Канал получил название Виттоловского. У восточных пределов парка была устроена целая система прудов прямоугольной формы и небольших размеров.
На перекрестках аллей и в зеленые ниши из подстриженного кустарника устанавливали мраморные статуи, часть которых была изготовлена в Венеции в 1743 г. по заказу самого Петра I . Реконструкцией сада руководил опытный садовый мастер Я. Рехлин. Именно он воплощал в жизнь проекты Растрелли и Чевакинского.
Над стриженой зеленью сверкали на солнце кровли многочисленных увеселительных парковых павильонов. К югу от регулярного сада на откосе высокого холма Растрелли с помощью известного механика А. Нартова возвел Катальную гору с двумя длинными скользкими скатами. Катание с гор исстари было любимой забавой на Руси. Зимой катались на расписных санях, а летом - на специально изготовленных колясках.
В конце главной аллеи Старого сада и в противоположной стороне, в Зверинце, были построены роскошные «малые дворцы» - Монбижу и Эрмитаж.
Каждое здание представляло собой восьмиугольный корпус, увенчанный высоким куполом. С четырех сторон к зданиям примыкали постройки, размещенные по диагонали.
Проект павильона Монбижу был утвержден 18 февраля 1747 г. Его удалось построить за два строительных сезона, а в 1749 г. вокруг него был вырыт сложный по конфигурации канал. Отделкой Монбижу руководил Растрелли. К 1754 г. павильон был полностью готов. Украшением его интерьера стал сплошной ковер из картин кисти И. Ф. Гроота.
Композиционная основа здания была предельно проста. Но великое множество различных архитектурных деталей и скульптур усложняли облик павильона до крайности.
Волнообразные изгибы наружных лестниц, статуи на террасах, перилах и кровле здания были неотъемлемой частью этого красивого сооружения. К сожалению, павильон Монбижу не сохранился до наших дней. Эрмитаж был окружен 64 колоннами, которые словно подчеркивали замкнутый характер павильона. Он был украшен снаружи с четырех сторон лестницами с ажурными перилами.
Деревянные статуи, установленные на кровлях и фасадах, придавали обеим постройкам оригинальный вид. Бирюзовые стены и резные золоченые украшения на стенах повторяли расцветку Большого дворца.
Павильон стоял на мраморной площадке, которую окружал ров, огороженный балюстрадой с деревянными золочеными скульптурами. Эрмитаж прекрасно вписывался в композицию паркового ансамбля. Стены из подстриженных деревьев создавали парадную, торжественную обстановку вокруг него.
Внутреннее убранство павильона также носило парадный характер. «Эрмитаж» в переводе на русский язык означает «место уединения». Он был предназначен для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице людей.
Стены зала и галерей были покрыты легкой деревянной позолоченной резьбой, большой зал украшал прекрасный плафон. Эрмитаж славился не только красотой интерьера, но и всевозможными хитроумными устройствами: подъемными столами, которые вдруг поднимались из открывшихся люков с полной сервировкой; замаскированными дверями и потайными ходами.
При Екатерине II фигурный водоем был засыпан, сняты мраморные плиты с площадки вокруг павильона, убраны многие скульптуры с крыши и фасада. Но и в таком виде павильон Эрмитаж представляет собой уникальный памятник русского зодчества XVIII в.
Регулярный сад, раскинувшийся вокруг Эрмитажа, с юго-восточной стороны замыкают Каскадные пруды с живописными извилистыми очертаниями. Пейзаж, искусственно созданный с помощью необработанного пудожского камня и разросшихся деревьев, весьма романтичен.
Каскады на трех прудах представляют собой сложное гидротехническое сооружение.
Архитектор И. Герард придал им вид естественных водопадов, усеянных обломками скал, по которым струится и пенится водный поток. Каскадные пруды придают романтический характер парковому ансамблю.
На берегу пруда возле Чёртова моста в 1770 г. была воздвигнута серо-голубая колонна из олонецкого мрамора.
Этот памятник ознаменовал победу, одержанную русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.
На бронзовой доске, прикрепленной к пьедесталу колонны, высечена надпись, рассказывающая о героическом сражении. Завершают ее следующие слова: «Войск российских было числом шестьсот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он. В плен турков взято шесть тысяч». А. С. Пушкин был горд тем, что среди героев Морей есть имя его деда, Ивана Абрамовича Ганнибала.
От Морейской колонны вдоль извилистого берега Каскадных прудов можно выйти к Большому пруду, красивейшему искусственному водоему Екатерининского парка. Его часто называют озером из-за значительных размеров. Площадь Большого пруда 16 гектаров, а глубина достигает 2,5 м.
Его очертания вначале имели правильную геометрическую форму, ближе к концу XVIII в. они стали носить естественный характер. Искусно подобранные деревья, кустарники и другие растения на его берегах своими неповторимыми красками и тончайшими оттенками создали настоящую лесную сказку.
Строгая колоннада Мраморного моста словно замыкает собой перспективу Большого пруда у его юго-западного берега. Мраморный мост, сооруженный по проекту архитектора Неёлова, по праву считается одним из лучших украшений Екатерининского парка.
Галерея моста была изготовлена по деревянной модели в Екатеринбурге из так называемого сибирского мрамора. В Царское Село мост привезли в разобранном состоянии и собирали в течение двух лет.
Посреди Большого пруда гордо возвышается Чесменская колонна - памятник, посвященный победе России в Чесменской битве во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В этом величественном памятнике русской военной славы воплотилась идея морского могущества России.
Чесменская битва стала одной из самых замечательных страниц доблести русских моряков, флотоводцев и матросов. Совершив героический переход из Балтийского в Средиземное море, обогнув при этом всю Европу, русские военные суда разгромили турецкий флот, на тот момент самый сильный в мире.
Адмирал Спиридов писал в донесении о грандиозном сражении в Чесменской бухте в ночь на 26 июня 1770 г.: «Честь всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили... а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».
Героями этой битвы стали простые русские матросы и их отважные командиры - адмиралы Грейг и Спиридов, капитаны Хметевский и Клокачев, лейтенант Ильин. Эта победа принесла русским морякам мировую славу и значительно повысила авторитет России на международной арене.
Чесменская колонна работы архитектора А. Ринальди представляет собой памятник, высота которого около 25 м. Колонна выполнена из гранита и олонецкого мрамора. На мраморном стволе застыли ростры (носовые части корабля), символизирующие морские победы России. Колонну венчает бронзовый орел, ломающий полумесяц, - символ быстроты, силы и отваги. Фигура орла отлита по модели скульптора И. Шварца. На пьедестале из серого мрамора были прикреплены три бронзовых барельефа с изображением решающих морских сражений (в Чесменской бухте, Хиосском проливе и при Митиленах).
В одном из стихотворений юного Пушкина есть строки, посвященные Чесменской колонне:
Протекшие лета мелькают пред очами, И в тихом восхищенье дух. Он видит: окружен волнами, Над твердой, мшистою скалой Вознесся памятник. Ширяяся крылами, Над ним сидит орел младой. И цепи тяжкие и стрелы громовые Вкруг грозного столпа трикратно обвились. Кругом подножия, шумя, валы седые В блестящей пене улеглись. Немалая заслуга в победах русских войск принадлежала и самой императрице. Екатерина II обладала изумительной работоспособностью и полководческим талантом. Она отдавала распоряжения, словно была настоящим начальником генерального штаба.
Императрица была в курсе всех военных приготовлений, участвовала в составлении инструкций и планов, давала указания по строительству кораблей. Вставая раньше всех и работая до позднего вечера, Екатерина подавала пример своим приближенным, не давая им ни минуты покоя.
Успех в сражениях на суше и на море и возросшее при этом могущество России произвели сильное впечатление на иностранных монархов. Мир признал за русской императрицей «великое имя в Европе и силу, принадлежавшую ей исключительно».
В России долго помнили о временах царствования Екатерины Великой и говорили, что «тогда соседи нас не обижали и наши солдаты побеждали всех и прославились. Ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела».
На мысе, вдающемся в гладь Большого пруда, можно видеть небольшой изящный павильон, увенчанный двумя куполами и башенкой в виде восточного минарета. Это сооружение возвели в память Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и назвали Турецкой баней. Повильон использовался по назначению - долгое время там была баня.
Внутреннее убранство павильона выглядело необычно и очень красочно. Стены всех четырех комнат были облицованы цветной мозаикой, а в центральном зале, имевшем форму восьмиугольника, был устроен бассейн и хранились трофейные мраморные доски с выгравированными на них стихами.
Среди памятников, посвященных событиям Русско-турецкой войны, особое место занимала Башня-руина, символизировавшая падение Оттоманской Порты. Сооружение было возведено по проекту Фельтена и напоминало облик гигантской дорической колонны, ушедшей в землю.
Башню венчала квадратная площадка с круглым павильоном. Арки, прорезающие стены павильона, были выполнены в готическом стиле и имели необычную стрельчатую форму. К башне вплотную примыкали каменные стены, часть которых скрыта под земляной толщей насыпной горы. С высоты башни (21 м) открывался чудесный вид на парк и озеро. Все сооружение напоминает развалины древней крепости. На гигантском камне, замыкающем арку, высечена следующая надпись: «На память войны, объявленной турками России сей камень поставлен 1768 году».
Кагульский обелиск - еще один памятник героям Русско-турецкой войны, одержавшим победу при Кагуле. О самоотверженности сражавшихся русских воинов говорит надпись на пьедестале обелиска: «В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 1770 года, под предводительством генерала графа Петра Румянцева Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турецкого визиря Галиль-Бея ссилою полуторастатысячною».
Пушкин в своем творчестве не раз упоминает Кагульский обелиск:
Воспоминаньем упоенный,
С благоговеньем и тоской
Объемлю грозный мрамор твой,
Кагула памятник надменный.
Достоинства памятника заключаются в красоте его силуэта и изысканной гамме темно-серого слоистого мрамора со светлыми прожилками. Две ступени, ведущие к обелиску, вытесаны из тивдийского красного мрамора.
Недалеко от Катульского обелиска «под мрачной сенью берез и елей мелькает надгробная урна: и щит и меч висят праздные и миртовый венок завял...». Это описание, данное современником, относится к памятнику А. Д. Ланскому.
Александра Ланского, 22-летнего конногвардейца, стареющая Екатерина II искренне любила и называла его своим другом, нежным, душевным и умным. Он был привязан к матушке-императрице и всеми силами старался быть достойным ее расположения.
Его преданность льстила Екатерине, но в июне 1784 г. Ланской неожиданно заболел и умер. Он просил похоронить его в одном из укромных уголков Старого сада в Царском Селе, чтобы и после кончины быть ближе к государыне.
К высокому пьедесталу памятника вели три ступени. Погребальная урна имела форму, суживающуюся кверху, что создавало впечатление устремленности ввысь. Она была похожа на язык пламени, развевающийся на ветру. На той стороне пьедестала, что обращена ко дворцу, была прикреплена бронзовая доска с надписью: «Коль велико удовольствие честным душам видеть добродетели и заслуги общими похвалами достойно венчаемые».
Вскоре после открытия В-толовского канала снабжение прудов проточной водой стало давать сбои. Малая мощность Виттоловских родников была видна сразу, поэтому тогда же приступили к строительству водовода от Таицких ключей. В течение 15 лет прокладывали 16-километровый самотечный водовод.
Это было интереснейшее уникальное гидротехническое сооружение, единственное в Европе. Водовод состоял из открытого канала, подземной кирпичной трубы и деревянного тоннеля, проложенного на глубине до 18 м. На берегу Большого пруда издалека видны башенки своеобразного сооружения со стрельчатыми окнами и декоративной кладкой кирпичных стен. Автор проекта этого здания, названного Адмиралтейством, - архитектор В. И. Неёлов.
Адмиралтейство было построено в 1773-1777 гг. в готическом стиле и предназначалось для размещения птичников, где содержали редких птиц. Среди них было множество прекрасных белых и черных лебедей. Павильон Грот - одно из самых оригинальных сооружений Екатерининского парка - построен в стиле барокко архитектором Растрелли в 1753-1757 гг. Вначале предполагалось украсить внутреннюю поверхность стен разноцветными морским раковинами и пористым туфом, чтобы создать впечатление сказочной пещеры. Но по каким-то причинам этот замысел не был осуществлен, и внутреннее помещение отделали лепкой в классическом барочном стиле.
Название павильона связано с морскими мотивами его наружного оформления. Лепные барельефы и скульптуры, изображавшие головы морских чудовищ, божеств, дельфинов, раковины, украшали двери и кровлю павильона. Особую прелесть сооружению придавали ажурные кованые решетки на дверях Грота, напоминавшие тончайшее кружево.
В 1780-х гг. павильон Грот получил еще одно название - Утренний зал. В нем разместили большую коллекцию скульптур и ваз. Среди экспонатов была и знаменитая статуя Вольтера работы скульптора Ж. Гудона, который изобразил мыслителя сидящим в кресле. Екатерина II писала в одном из писем: «С тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть Утреннюю залу ходят караванами».
Значение павильона в парковом ансамбле достаточно велико. Его изысканный силуэт, окруженный огромными деревьями старого парка, уже более двухсот лет отражается в зеркальной глади Большого пруда.
На территории Старого сада в конце XVIII в. было возведено несколько павильонов в стиле классицизм, что имело огромное значение для судьбы парка. С уверенностью можно сказать, что первым зданием, построенным в новом стиле, стала Эрмитажная кухня архитектора Неёлова.
Он же спроектировал и «мыльни их высочеств» - здание Верхней ванны, расположенное на берегу пруда. Павильон, выкрашенный в нежный светло-желтый цвет, прекрасно смотрелся на фоне темной зелени дубов. Фасады павильона совершенно лишены декоративных деталей. Внутри были сени, раздевальня, парильня, ванна, зал для отдыха восьмигранной формы. Зал расписывал художник А. И. Вельский по рисункам, сделанным с росписей Золотого дома императора Нерона в Древнем Риме.
Нижняя ванна выполнена немного скромнее Верхней, так как предназначалась для придворных. Это здание специально расположили так, чтобы скрыть его в зарослях Старого сада. Внешний вид Нижней ванны отличался круглыми окнами-люкарнами в барабане купола, увенчанного шаром.
Кроме того, интересным было решение внутреннего пространства: десять помещений разного назначения были сгруппированы вокруг круглого центрального зала, где была установлена большая медная ванна.
Воду грели в двух водогрейнях и подавали по трубам в большую ванну и в помещение бани. Комнаты для раздевания и отдыха были снабжены мраморными каминами. Необычный план внутренних помещений определил и внешний облик Нижней ванны - здание имеет два одинаковых фасада.
Особо нужно сказать о мраморной скульптуре Екатерининского парка, украшавшей его регулярную часть. Это статуи, изображавшие героев древнегреческой и римской мифологии, созданные в начале XVIII в. итальянскими мастерами по специальному заказу Петра I. Именно с петровских времен в парках и садах России стали устанавливать скульптуры. Император придавал этим произведениям искусства большое познавательное и воспитательное значение.
При установке статуй в Летнем саду в Петербурге Пётр говорил: «Я желаю, чтобы те, кои будут приходить в сей сад, могли в оном удовольствии своем найти также некоторое поучительное наставление».
В XVIII в. большое внимание уделялось сюжетному подбору статуй. Чаще всего приобретались скульптуры, изображавшие мифологических персонажей, в образе которых выражались аллегорические идеи могущества и славы Российского государства. По такому же принципу подбирали скульптуры и для Екатерининского парка.
С правой стороны Эрмитажной аллеи была установлена скульптура, изображавшая воинскую доблесть в виде амазонки, опиравшейся на щит.
Изображение на щите орла, бьющегося со львом, обозначает победу России над Швецией. Голова женщины горделиво откинута назад. Ее изящная, непринужденная поза, богатство и красота доспехов создают сильнейший декоративный эффект.
С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая Петра I, победившего многочисленных врагов России. Интересно истолкован миф об освобождении Персеем Андромеды. Красавица была прикована к утесу и обречена на растерзание морским чудовищем. В русском искусстве этот сюжет говорил об освобождении побережья Невы и Финского залива из-под власти Швеции.
Белоснежные мраморные статуи, установленные вдоль аллей в зеленых нишах, стали органичным дополнением к парковым композициям. Мастера садовой скульптуры в совершенстве овладели искусством расстановки фигур и умением придавать им движение.
Замечательным примером этого можно назвать одну из лучших скульптур парка, установленную с левой стороны Эрмитажной аллеи, - Галатею работы скульптора Пьетро Баратты. Эта статуя предназначалась для украшения фонтана и должна была стоять в центре бассейна.
Баратта изобразил молодую женщину с легкой, изящной фигурой верхом на дельфине, необычайно грациозным движением придерживающую развевающийся над ее головой легкий шарф. Голова дельфина возле ног прекрасной нимфы выглядит неправдоподобно безобразной. Из раскрытой пасти дельфина должна была бить струя воды.
Статуя жены бога Посейдона, Амфитриты, украшает правую сторону аллеи. В лице изваяния Сивиллы Персидской работы Джованни Дзордзони нет выражения мудрости прорицания. Обнаженную фигуру отличает изящество позы и красота силуэта.
Скульптура «Мир» неизвестного итальянского автора лишена взволнованности и динамичности. В этой статуе великолепно переданы полное спокойствие и отрешенность. Таким образом скульптор противопоставил мир войне и воплотил его в образе обнаженной молодой женщины, госящей факел войны.
Многие статуи, украшающие аллеи Старого сада, подписаны именами мастеров венецианской школы. Скульпторы прекрасно понимали, что каждая отдельная статуя - звено в композиции ансамбля, где природа находится в полной гармонии с искусством.
Пушкин писал в одном из стихотворений об очаровании мраморных скульптур Старого сада:
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.
Эрмитажная аллея подводит посетителей прямо к Рыбному каналу, первому искусственному водоему, устроенному в парке. Там предполагалось разводить рыбу к царскому столу, но вода часто застаивалась, и затея не удалась. Существует предание, согласно которому сам Пётр I сажал пихты и ели по берегам этого канала.
Через канал было построено 4 моста. Гранитные мосты, сооруженные по проекту архитектора Неёлова, получили название Горбатых мостиков. Они прекрасно вписались в планировку Старого регулярного сада.
В первой половине XVIII в. территория сада за каналом называлась Дикой рощей. Деревья самых разных лиственных пород были посажены здесь, следуя геометрически правильной планировке, и никогда не подстригались.
Единственный родник на территории Старого парка украшает бронзовая статуя девушки, созданная скульптором П. П. Соколовым в 1816 г. Сюжет скульптуры автор позаимствовал у французского баснописца XVII в. Ж. Лафонтена. Молодая крестьянская девушка отправилась на базар продавать молоко, но замечталась о возможном богатстве. На миг представив себя богатой, она подпрыгнула от радости и уронила кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось по земле, а девушка присела на обочину дороги и загрустила.
Образу девушки с разбитым кувшином Соколов придал совершенно иной эмоциональный настрой, сохранив только настроение печали, переданное им с особым лиризмом и правдивостью. Именно об этом написаны чарующие пушкинские строки:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
Прекрасная девушка в греческом хитоне, сидящая у разбитого кувшина, стала образцом русской реалистической скульптуры начала XIX в.
В центре парадной Рамповой аллеи на месте Катальной горы архитектора Растрелли в первом десятилетии XIX в. была возведена Гранитная терраса, с высоты которой открывается замечательный вид на Большой пруд, словно заключенный в живописную раму из деревьев, подобранных по цветовой гамме и высоте. Стена террасы сложена из серого и розового гранита архитектором Л. Руска. Несколько лет спустя по краю террасы были установлены статуи, представляющие собой копии с наиболее известных античных скульптур: Дианы, Фавна с козленком, Венеры Медицейской, Аполлона Бельведерского.
К середине XIX в. античные скульптуры уже утратили свое иносказательное значение и служили в основном декоративным целям. На фоне голубого неба и зелени парка силуэты статуй выглядят очень эффектно и служат достойным дополнением Екатерининского дворцово-паркового ансамбля.
При выезде из Екатерининского парка на дорогу в Гатчину возвышаются Гатчинские (Орловские) ворота. Их возвели в ознаменование успешного завершения борьбы со страшной эпидемией чумы в Москве в 1771 г. На фасаде ворот высечена надпись: «Орловым от беды избавлена Москва».
Чума была занесена в Москву с шерстью, поступившей с юга на одну из суконных фабрик. Невиданная болезнь уносила в день от 200 до 1000 человек. Люди не знали, как уберечься от болезни и как лечиться. Они собирались толпами у Варварских ворот и служили молебны перед чудотворной иконой Владимирской Божьей Матери . Архиепископ Амвросий, во избежание массового заражения, запретил молебны. В Москве вспыхнул бунт, и Амвросий был убит разъяренной толпой. Ситуация начала выходить из-под контроля. Фаворит Екатерины II Григорий Орлов выехал в Москву, наделенный императрицей особыми полномочиями.
Орлову удалось сгладить последствия бунта и принять меры для улучшения санитарного состояния Москвы. В первую очередь он запретил хоронить мертвых в черте города, определил суровое наказание для зачинщиков массовых скоплений народа. Благодаря принятым мерам эпидемия отступила. В тот год в Москве умерло от чумы 100 тысяч человек.
На фасаде Гатчинских ворот есть и другая, более подробная надпись: «Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление, туда поехал, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями».
Говоря о садово-парковом ансамбле Царского Села, нельзя не сказать о многолетней работе в царскосельских парках известного итальянского архитектора Джакомо Кваренги.
Он приехал в Россию через полгода после Чарлза Камерона и остался в ней навсегда. Благодаря его замечательному таланту в историю развития русской архитектуры были вписаны блестящие страницы. Кваренги, так же как и Камерон, поклонялся искусству древних греков и римлян, но своим основным принципом он избрал суровую сдержанность и простоту форм. Творения Кваренги роднят его с последующим архитектурным стилем - русским классицизмом.
К числу лучших произведений Джакомо Кваренги принадлежит павильон Концертный зал в Екатерининском парке. Его строили в течение семи лет.
Внешний облик строения был весьма прост, а внутренняя отделка потребовала длительных, трудоемких работ.
Павильон был задуман как храм богини Цереры, и подтверждением этому служит панно в большом зале «Жертвоприношение Церере».
Не совсем ясно, каким изначально было назначение павильона. Сам Кваренги писал, что исполнил проект «зала для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере».
Павильон стали называть Храмом Дружбы, но это очень не понравилось императрице. В 1788 г. она издала распоряжение по этому поводу: «Слово храм в огороде терпеть не могу. Таковой залы нет в Царском Селе, а есть Концертная».
В 1784 г. в Царское Село доставили мозаичный пол работы древних римлян конца I - начала III вв. Кваренги определил его в большой зал Концертного павильона.
Авторы мозаики изобразили сюжетную сцену из известного мифа о похищении Зевсом Европы, дочери финикийского царя Агенора. Зевс в обличье быка несет женщину на своей спине через море. Мозаику обрамляет фриз из цветов лотоса, а части пола, оставшиеся свободными по краям античного панно, были заполнены русскими мастерами мозаикой по рисункам Кваренги.
Огромную роль в оформлении интерьера большого зала играют орнаментальная роспись стен, живописные панно и роспись плафона работы скульптора К. Альбани. Кроме того, большой зал Концертного павильона был украшен мраморными бюстами, представлявшими копии с античных оригиналов.
К лучшим произведениям Джакомо Кваренги относится и миниатюрная Кухня-руина. Сложный замысел архитектора был осуществлен с помощью бывших в его распоряжении фрагментов подлинных античных памятников.
Кирпичная кладка стен павильона местами обнажена и выветрилась, штукатурка покрыта сетью трещин. Окна разного размера были расположены ассиметрично.
Имитация полуразрушенного древнего здания была выполнена очень умело. Кваренги построил «руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».
Для соединения пейзажной части парка и Нового сада архитектором Неёловым были построены двое ворот, «которые осыпаны землею и чрез них другой ход в называемый Новый сад». Это сказано о Большом и Малом капризах, постройка которых начиналась одновременно, в июне 1770 г.
Малым капризом называется ближайшая ко дворцу арка, переброшенная через дорогу. Неёлов отметил в рапорте от 17 июня 1770 г., поданном в строительную контору Царского Села, что ему поручено построить «проезд или ворота на подобие грота со сводом и насыпать землею из озерка и канальцев на обе стороны горою, чтоб сделать ход или коммуникацию от гор в Новый сад».
Высота арки Малого каприза составляет 7 м. Она сложена из грубо обработанного камня. Толщина свода в самой высокой части арки достигает 1,5 м. Пологие спуски по сторонам арки засажены деревьями и кустарниками.
Большой каприз входил в комплекс сооружений Китайской деревни, построенной на территории Александровского парка.
Немалое значение для придания дворцово-парковому ансамблю завершенного вида имеют ворота на окраинах парка. Выше уже упоминались Гатчинские ворота. Кроме них, необходимо особо отметить Готические, Кадетские и ворота «Любезным моим сослуживцам».
Эти сооружения можно рассматривать как часть единой группы памятников художественного чугунного литья Екатерининского парка. Лучшие произведения искусства этого плана расположены на окраинах парка.
За Нижними и Большими прудами находится чугунная беседка, упоминание о которой встречается в перечнях строений Царского Села в конце XVIII в. Время сооружения ее неизвестно, но в протоколах царскосельской строительной конторы имеются сведения о том, что Екатерина II в 1767 г. утвердила проект чугунной беседки и повелела «против учиненных и апробованных чертежей в село Царское вылить из чугуна девять беседок, в такой фигуре, как оне точно по тем чертежам назначены, при Сестрорецких заводах».
Вместо девяти была отлита лишь одна беседка, которая сохранилась до наших дней. Фигурная кровля беседки покоится на восьми чугунных восьмигранных столбах. В потолок беседки вмонтирована восьмиугольная мраморная плита серого цвета. Вокруг плиты сохранилась роспись. Это сооружение прекрасно вписывается в парковый пейзаж и радует глаз своей простотой и изяществом.
Готические ворота были отлиты в Екатеринбурге в 1777-1778 гг. Проект ворот предположительно выполнен Фельтеном. Перед тем как отлить детали, была создана деревянная модель, которую впоследствии передали на хранение в Академию художеств.
Устанавливали ворота в 1780 г. За год до этого был выложен фундамент и вырыты ямы под столбы «позадь Большого пруда, в аглицком саду». Чугунные отливки для ворот весили 25,5 тонн. Летом 1780 г. ворота были собраны и установлены в отведенном для них месте.
Стройные высокие колонны соединяла легкая ажурная готическая арка. Украшением ворот служили скульптурные фигуры, также отлитые из чугуна, установленные между колоннами.
Готические ворота называют одним из интереснейших памятников русского чугунного литья, стоящего в одном ряду с фигурными воротами в Царицыне и в Таицком парке под Петербургом работы И. Е. Старова, также решенных в готическом стиле.
Ворота «Любезным моим сослуживцам» - памятник героям Отечественной войны 1812 года. Они выполнены по проекту архитектора Стасова, который предлагал украсить их статуями и трофеями, привезенными с полей сражений, а также из занятых русскими войсками городов Франции. Но его намерение так и не было осуществлено. Установка ворот была закончена в августе 1817 г. Екатерининский парк хорош во все времена года, но особенно красив осенью. Даже в хмурые ноябрьские дни, когда деревья остаются совсем без листвы и голубовато-серое небо отражается в зеркале Большого пруда, старый парк не теряет своего очарования.
После того, как мы с вами познакомились с , давайте пройдем по его дорожкам и полюбуемся его достопримечательностями. И сегодняшняя наша прогулка будет посвящена Старому саду.
Старый сад в Екатерининском парке Царского Села
От города Старый сад (и Екатерининский парк в целом) отделен Каскадным каналом. Первоначально он был прорыт для осушения территории. В 1775-1777 годах были сооружены 12 каскадов из пудостского известняка и гранитная набережная с литой оградой. В строительстве принимали участие архитекторы В.И.Неелов, Ю.М.Фельтен и инженер И.К.Герард. Свое начало Каскадный канал берет из клюва лебедя-фонтана около Екатерининского дворца.
Каскадный канал в Екатерининском парке Царского Села
На берегу канала мы увидим интересное сооружение в готическом стиле – Эрмитажную кухню, архитектор В.И.Неелов. Она была построена в 1775-1776 годах и использовалась по прямому назначению. Другое ее название – Придворная булочная . Эрмитажная кухня также была въездом на территорию Екатерининского парка, поэтому ее также называли Красными воротами .
История Старого Сада
Голландский (Старый) сад является старейшей частью Екатерининского парка. Он был разбит в 1720-х годах на месте фруктового сада Саарской мызы. Руководили работами голландские садовники Я.Роозен и И.Фохт. В 1743 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, началась широкомасштабная реконструкция парка, территория Старого сада была расширена. В работах принимали участие архитекторы, занятые на строительстве Екатерининского дворца: А.В.Квасов, С.И.Чевакинский, Ф.-Б.Растрелли.
Старый, или как его еще называют, Голландский сад выполнен в регулярном стиле, популярном в первой половине XVIII века. Его главной осью является , соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Все в саду подчиняется принципу строгой симметрии. Деревья и кустарники искусно подстрижены, играя роль своеобразного строительного материала: из них сооружались залы, кабинеты, зеленые галереи. Также здесь были построены павильоны, поставлены скульптуры. Со временем структура Старого сада была нарушена. После войны, в ходе реставрационных работ он был восстановлен по сохранившимся чертежам и рисункам.
Старый сад подразделяется на три участка:
- Верхний сад, куда входят три террасы,
- Нижний сад – от последней террасы до Рыбного канала
- Эрмитажный участок – от Рыбного канала до Каскадных прудов.
Верхний и Нижний сады объединены в Придворцовый участок , или собственно Голландский сад.
Партер
На первой террасе Верхнего сада И.Фохт создал два симметричных партера с прихотливым барочным узором из угля, кирпича, битого стекла и цветного песка. В полной красе они раскрываются, если смотреть на них из парадных залов Екатерининского дворца. В центре установлены мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».
Боскеты
На второй террасе были устроены зеленые боскеты из стриженных деревьев и кустарников:
Зеркальные пруды и Верхняя Ванна
На третьей террасе в 1720-1722 году вырыли два симметричных пруда, названных Зеркальными . В 1777-1779 годах на берегу одного из них по проекту архитектора И.В.Неелова была построена Верхняя Ванна , в стиле раннего классицизма. Другое ее название – «Мыльня их Высочеств». Долгое время она использовалась по назначению, а с 1911 года здесь устроили музей в память 200-летия Царского Села. В годы войны Верхняя Ванна была разрушена, восстановлена в ходе реставрации 1952-1953 годов.
Нижняя Ванна
Неподалеку от Верхней Ванны находится Нижняя Ванна , созданная по проекту И.В.Неелова в 1778-1779 годах. Она выполняла роль мужской бани для придворных и потому получила второе название «Кавалерская мыльня». Здание скрыто за стеной подстриженных кустов, над зеленью виднеется лишь купол классической постройки.
Вдоль Эрмитажной аллеи установлены скульптуры, которые по распоряжению Петра Первого были куплены в Италии для украшения садов Санкт-Петербурга. Здесь мы увидим героев античной мифологии и аллегории: Персея, Андромеду, Галатею, Геракла и др.
Эрмитажная аллея в Екатерининском парке Царского Села
Рыбный канал
Придворцовый и Эрмитажный участки Старого сада разделяет Рыбный канал . Он был прорыт в начале 1720-х годов и является старейшим каналом на территории парка. Рыбный канал соединяет Большой пруд с Каскадным каналом. Некогда в нем разводили и ловили рыбу для царского стола. По преданию, Петр Первый собственноручно посадил вдоль него еловую аллею. В годы войны она погибла и была возобновлена в послевоенные годы. Через канал были переброшены мосты, первоначально деревянные. В 1774-1775 годах по проекту В.И.Неелова были сооружены два гранитных и два металлических моста. Еще один мост, при впадении Рыбного канала в Каскадный, был спроектирован В.П.Стасовым в 1855 году.
Эрмитаж
Центром Эрмитажного участка является павильон Эрмитаж, о котором вы можете прочитать в статье .
Пройдя вдоль Рыбного канала, на берегу Большого пруда мы увидим изящное бело-голубое здание в стиле барокко – . Его строительство продолжалось три десятилетия – с 1749 по 1779 года. Архитектор Ф.-Б.Растрелли, внутренняя отделка выполнена А.Ринальди. Грот – первое сооружение на берегах Большого пруда . При Екатерине II здесь было место уединения и отдыха. В XIX веке перед ним был насыпан берег и устроена пристань, которую украсили две бронзовые статуи – «Умирающий галл» и «Гладиатор». Внутри Грота установлена статуя Екатерины Великой в образе Минервы, отлитая в 1789 году. Грот отличается прекрасной акустикой.
Скульптура «Умирающий галл»
Павильон Грот и паром на Большом пруду
От пристани у Грота открывается великолепная панорама Большого пруда :
Ворота «Любезным моим сослуживцам»
Завершают сооружения Старого сада ворота «Любезным моим сослуживцам» , выполненные в стиле ампир. Они расположены в юго-восточной части Екатерининского парка и поставлены в честь победы над Наполеоном. Чугунные ворота были созданы по проекту архитектора В.П.Стасова в 1817 году. Колонны длиной 5,7 м были отлиты на чугунолитейном заводе Петрозаводска и привезены в Петербург. Общий вес ворот составляет 100,6 тонн. В 1828 году к воротам была добавлена решетка. Надпись «Любезным моим сослуживцам» принадлежит императору Александру I.
Ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе
Деталь ограды ворот «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе
Прогулка по Старому саду закончена. Впереди нас ждут новые прогулки по Екатерининскому парку. До новых встреч!
© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
December 20th, 2014
Константинова В.В. ген. директор ООО «ПиК»
Филиппова О.А. хранитель парков ГМЗ «Царское Село»
История одного дуба
«…..Самые мудрые люди – это деревья.
И самые лучшие тоже.
Корни в земле, голова в небе.
Служат всем, и зверью, и птицам, и людям.
Никуда не перебегают, не предают,
не изменяют своей природе. Умирают стоя.
И после смерти согревают своим теплом …»
«Фрески» Максим Яковлев
Многое помнят старые деревья. И если о людях и событиях, которым они были свидетелями, мы вряд ли от них что-нибудь узнаем, то своим местоположением и фактурой они свидетельствуют о первоначальном замысле садовника, ландшафтного архитектора. И подчас это единственные свидетели…
Екатерининский парк – первый пейзажный парк в России. Созданный в 60-80гг 18 века по образцу английских парков, он, тем не менее, еще сохранял некоторые черты регулярного парка, в частности многие пейзажные дорожки оформлялись рядовой посадкой деревьев с одной или с обеих сторон. С тех времен сохранилось не так много деревьев, тем ценнее каждый экземпляр, доживший до наших дней. Одним из самых красивых и могучих деревьев несомненно является дуб черешчатый, растущий недалеко от Фонтана «Девушка с кувшином» или «Молочница». Сейчас возраст этого дуба оценивается по данным инвентаризации 2000г в 270 лет (более точно определить возраст методом кернения невозможно, т.к. сердцевина ствола повреждена гнилью). По плану В.И.Неелова, более подробно затем проработанному И. Бушем, на этом месте как раз проходила дорожка с аллейной посадкой деревьев с двух сторон.
И, возможно, наш великан остался от той регулярной посадки. Со временем планировка несколько великан остался от той регулярной посадки. Со временем планировка несколько изменилась и наш дуб превратился в могучее солитерное дерево, растущее на краю большого луга. С установкой фонтана «Молочница» копозиция этого района была завершена. В 20-м веке четкость композиции была нарушена из-за большого количества самосевных деревьев, которые закрывали старовозрастные деревья, и разросшихся кустов вокруг фонтана. За основу реставрации, проведенной в 80-х годах, была взята литография А. Мартынова 1821-1822гг.
Литография А. Мартынова 1821-1822 гг.
«Главной задачей при восстановлении исторического пейзажа, - пишет автор проекта Н.Е.Туманова, - было найти гармоничное соотношение элементов композиции, восстановить структуру и колорит насаждений и, как результат, воссоздать романтический характер этого пейзажа». Выявленные и освобожденные старовозрастные вязы и могучий дуб как нельзя лучше способствовали созданию романтического настроения. К сожалению, в 2000-х вязы погибли (по-видимому, вследствие голландской болезни) и дуб остался в гордом одиночестве.
Благодаря близости знаменитого фонтана наш дуб запечатлен на многих изображениях и фотографиях. Здесь приведены некоторые из них, в основном интересующее нас дерево, проглядывает из-за спины скульптуры девушки разбившей кувшин:)))
Вот сам наш дуб. Фото сделано в 2012 году.
Открытка. Начало XX века.
Фото. Начало XX в.
А.Ахматова у фонтана "Девушка с кувшином"
В 2011г по заказу ГМЗ «Царское Село» ООО «ПиК» провело полное обследование старовозрастного дуба с подготовкой паспорта дерева, а также осуществило ряд мероприятий по уходу и повышению жизнестойкости старовозрастного дерева. Специалисты ООО «ПиК» имеют большой опыт работы в области обследования, сохранения и ухода за старовозрастными деревьями в исторических парках, таких как Летний сад, Михайловский сад, парки Петергофа Царского Села. На сегодняшний день это единственная организация, способная выполнить полный комплекс работ, начиная от детального обследования до лечения и подкормки, как корневой, так и внекорневой. Работы проводятся по оригинальной методике, разработанной специалистами ООО «ПиК», утвержденной в КГИОП Санкт-Петербурга и получившей одобрение ведущих специалистов в этой области. Специальное томографическое оборудование позволяет заглянуть внутрь ствола, не нарушая его целостности, а также сделать выводы о состоянии корневой системы.
Интересующий нас дуб был обследован в середине октября, когда температура воздуха еще была устойчиво положительная (это важно для получения достоверных результатов). Дерево двуствольное, оба ствола были обследованы на высоте 220-240см от уровня земли. Результаты обследования представлены на фотографиях томограмм. На основании анализа полученных томографических срезов можно сказать, что состояние стволов не одинаково. Западный ствол имеет небольшую область гнили в центре ствола, в целом, учитывая возраст дерева, состояние его удовлетворительное.
Гниль отмечена красным.
Восточный ствол имеет более обширную область гнили с выходом на поверхность в виде дупла и является, несомненно, более ослабленным.
Корневая система равномерна по окружности дерева и все корни, по-видимому, живы (в пользу этого свидетельствуют синий и зеленый цвет линий на томограмме).
Самое главное теперь, это сохранять дерево, используя специальные приемы.
Регулярное проведение таких обследований позволяет следить за изменением состояния дерева и принимать срочные меры, когда это необходимо. В паспорте дерева даны рекомендации по уходу за деревом. Часть из них была выполнена уже в 2011г.: вырезана сушь, установлена стяжка, поддерживающая оба ствола, пролечены дупла и сухобочины. Рекомендованы также корневые и внекорневые подкормки, которые, как показывает опыт, очень хорошо сказываются на общем состоянии дерева, качестве листвы и кроны, повышают общую стрессоустойчивость.Близость дерева к знаменитому фонтану, а также могучая фактура, всегда привлекает большое количество посетителей, желающих сфотографироваться рядом с деревом. Трава под ним вытоптана, почва уплотнена, поэтому рекомендовано установить защитную ограду вокруг дерева по радиусу кроны, чтобы избавить корневую систему от лишней нагрузки. Выполнение всех рекомендаций и регулярность проведения необходимых мероприятий может продлить жизнь дерева и повысить его декоративность.
Старые деревья – необходимый элемент пейзажного парка, создающий романтическую атмосферу, позволяющий отключиться от сиюминутных проблем и настроиться на лирический лад. Наша задача – сохранить их для потомков насколько это возможно, благо современные технологии позволяют поддерживать жизнеспособность старых деревьев, не забывая при этом о безопасности и декоративности.
Список использованной литературы:
Н. Давыдова «300 лет Царскому Селу – городу Пушкину» Серебряный век, С-Пб,
А.Г.Раскин, Д.А.Кючарианц «Царское Село» Лениздат, 2005
А. Сочагин «Царское Село в открытках конца XIX – начала XX века» С-Пб 2008
Н.Е.Туманова «Екатерининский парк» , Стройиздат. С-ПБ, 1997г.
И. Яковкин «Описание Села Царского или спутник обозревающим оное» «Коло» С-
Признан одним из лучших памятников мирового садово-паркового искусства XVIII – XX века. На его территории находится около 100 различных скульптур и павильонов, памятников и мостов. Екатерининский парк является жемчужиной ансамбля и прогулка по нему, как и экскурсия в Екатерининский дворец , можно сказать, входит в обязательную программу посещения Царскосельского комплекса.
В прежние времена Царское село было любимой загородной резиденцией императорской семьи, где высокопоставленные особы отдыхали и развлекались. В настоящее время – это один из самых знаменитых и посещаемых пригородов Санкт-Петербурга .
Вход в Екатерининский парк в летнее время платный, в отличие от Александровского , куда можно попасть свободно. Лучшее время для посещения - летом в хорошую погоду, либо в сезон золотой осени.
Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка, в которых расположены интересные объекты – павильоны и террасы, пруды и памятники.
Екатерининский парк - режим работы - лето 2019
Парк открыт:
- май - июль с 7:00 до 23:00
- август с 7:00 до 22:00
- сентябрь - апрель с 7:00 до 21:00.
Кассы работают с апреля по октябрь с 9:00 до 19:00.
Екатерининский парк - стоимость билетов - лето 2019
- Стоимость билетов в летний период (с 25 апреля по 19 октября):
- для взрослых - 150 руб.
- для детей до 16 лет - бесплатно
- для школьников с 16 лет и студентов - 80 руб.
- для пенсионеров РФ и Белоруссии - 40 руб.
- В зимний период (с 20 октября по 24 апреля) вход в парк бесплатный .
Старый сад
Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.
Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.
Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.
Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи - амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции .
С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.
При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.
В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец – Эрмитаж , уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.
Пейзажный парк
Главной чертой пейзажного парка является его сходство с естественным ландшафтом.
Работы по обустройству пейзажного парка в Царском селе проводились при Екатерине Великой, начиная с 1760-х годов. Первоначальный план был выполнен архитектором Василием Ивановичем Нееловым, а исполнителями проекта стали садовые мастера Трифон Ильин и Джозеф Буш, а также сыновья архитектора - Иван и Петр Нееловы.
При обустройстве пейзажного парка были посажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, созданы насыпные холмы. Также были установлены памятники победам России в войнах с Турцией и построены различные экзотические павильоны.
Большую часть пейзажного парка занимает Большой пруд, в центре которого на острове расположен павильон «Зал на острову» . Особенностью Екатерининского парка является то, что в нем отсутствуют естественные водные ресурсы – реки и озера. Большой пруд был вырыт, а затем заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.
В летнее время по пруду можно покататься на гондоле, подаренной представителями Венеции к 300-летию Царского села. Организована также платная паромная переправа на остров и экскурсия по Большому пруду.
Из истории
До начала XVIII века в том месте, где сейчас расположен город Пушкин, находилось Саарское село, принадлежащее шведам. Когда же эта территория была отвоевана Петром Первым, владелицей поселения стала его жена Марта Скавронская, в будущем императрица Екатерина I.
В 1717 году началось строительство дворца, названного Екатерининским, а в 1722 году был заложен парк, в создании которого принимали участие видные русские и зарубежные садовые мастера и архитекторы.
Царское село дорого русскому человеку, поскольку это место связано с жизнью А.С. Пушкина. Поэт учился в Царскосельском лицее и, вспоминая годы учебы, писал: «Воспоминаньями смущенный, исполнен сладкою тоской, сады прекрасные, под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой».
В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А.С. Пушкин описывает очарование мраморных скульптур Старого сада:
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.
Летом 1831 года поэт снимал дачу в Царском селе , здесь он написал письмо Онегина, завершая роман в стихах «Евгений Онегин».
В произведениях поэта упоминаются и другие памятные места Царского села, в том числе Кагульский обелиск и Чесменская колонна . Поэт был горд тем, что среди героев Морей был и его дед, Иван Абрамович Ганнибал.
Для справки: Морейская колонна в Екатерининском парке установлена в честь победы, одержанной русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.
Екатерининский парк входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Это один из самых красивых памятников мирового садово-паркового искусства, являющийся памятником архитектуры Федерального значения.
Царское Село. Екатерининский парк. Глава «Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад)» книги «Пушкин. Дворцы и парки»;
Большой Царскосельский дворец, многочисленные павильоны, каскады, мосты и мемориальные памятники неотделимы от окружающих их парков и вместе с ними образуют одно грандиозное целое.
Екатерининский и Александровский парки прошли в своем развитии два основных этапа. Первый из них был периодом строительства регулярных садов, второй привел к созданию обширных пейзажных парков. Новые парки включили, как самостоятельные части, старые сады, утратившие после прекращения стрижки деревьев регулярный характер, но сохранившие, с небольшими изменениями, первоначальную планировку.
Строительство парков было новшеством для России рубежа XVII и XVIII столетий. Петр I сам руководил созданием нескольких парков в новой столице и ее окрестностях, проявляя вместе с тем исключительную заботу о сохранении лесов, нужных прежде всего для кораблестроения.
Рубка леса вблизи Петербурга и на территории самого города запрещалась без особой на то санкции под страхом тягчайших наказаний. Исключение было сделано лишь для тех владельцев загородных дач но берегам Финского залива, «кто похочет для гуляния леса подчищать и прорубать так, как обыкновенно рощи убирать». В лесных чащах, превращенных в парки, разрешалось прокладывать «першпективные дороги или аллеи». [ЦГАВМФ, ф. 212, д. 4, 1719 г., ч. 2, л. 486. Указ 23 июня 1723 г. ]
Русские сады XVII века и европейские средневековые сады имели утилитарный характер. В них выращивались плодовые деревья, ягодные кусты, цветы и травы. Обычно для постройки усадеб и садов избирались места, отличавшиеся красотой, живописностью и богатством природных ресурсов. И на Сарской мызе, в первые годы после ее перехода в собственность Екатерины I, выращиванию фруктов, ягод и овощей уделялось наибольшее внимание.
Во фруктовом саду на мызе в 1718 г. насчитывалось свыше полутора тысяч яблонь, восемьсот вишневых деревьев, многие сотни кустов черной и красной смородины и крыжовника. [Т.Б. Дубяго. К восстановлению Екатерининского парка в Пушкине. Научные труды ЛИСИ, вып. 10. М. - Л., 1950, стр. 72. ] Лишь после перепланировки в 1720-х гг. он приобрел характер увеселительного сада - в нем появились крытые аллеи, трельяжные беседки, декоративные водоемы.
Новые эстетические принципы строительства парков не удалось примирить и сочетать с их утилитарным использованием. Плодовые деревья постепенно перекочевали с территории царскосельских садов в оранжерейные хозяйства. [Оранжереи и теплицы располагались в Старом саду вдоль каменной ограды. Гряды для овощей устраивались в куртинах еще и в 1760-х гг. ]
Большую роль в развитии русского садово-паркового искусства первой половины XVIII века и в возникновении отдельных дворцово-парковых ансамблей сыграло изучение лучших европейских образцов, и в особенности садов Версаля.
В личной библиотеке Петра I хранились увражи, изданные во Франции во второй половине XVII столетия, посвященные Версалю, Трианону и Марли. Они служили пособиями в работе по созданию царских резиденций в окрестностях Петербурга, и прежде всего ансамбля Верхнего и Нижнего садов в Петергофе.
Екатерина I, владелица Сарской мызы, не могла и помышлять о саде, соперничающем не только с прославленными произведениями западноевропейского садово-паркового искусства, но и с Петергофом. Масштабы строительства на мызе были очень скромными, а размеры сада - незначительными. Только после реконструкции всего ансамбля, начатой в 1743 г., территория Старого сада расширилась, его украсили новые павильоны; между дворцом и Зверинцем был распланирован Новый, или Верхний, сад.
Вопрос о том, кто был автором тех новых замыслов, которые нашли свое воплощение в 1740- 1750-х гг. в садово-парковых работах в Царском Селе, может быть решен только предположительно. Той нитью, которая указывает путь к его решению, служит распоряжение, датированное 13 июня 1745 г.: «мастерового француза Жирарда сыскав в село Царское отвесть и показать ему там в саду нынешние партеры, вместо которых каковым быть новым приказать ему, сделав, объявить чертежи, а когда объявит доложить ее величеству».
[ЦГИАЛ, ф. 466, оп. 36/1629, 1745 г., д. 67, л. 24-26. Сведения о Никола Франсуа Жираре см. в коллективном труде «Русская архитектура первой половины ХVIII века. Исследования и материалы», изданном под редакцией акад. И.Э. Грабаря (М., 1954, стр. 365-368). Жирар не был «мастеровым» в том смысле, как Это слово мы понимаем ныне. Он был помощником Леблона и прибыл в Россию вместе с ним в качестве одного из его «рисовальщиков» (dessinateur). Архитектор, специалист по садово-парковому строительству, Жирар на протяжении ряда лет работал по заказам гр. X. Миниха и не состоял на государственной службе. Его ведущая роль в разработке проектов сада в Царском Селе, подтвержденная цитированным документом, очень вероятна. ]
Жирар, если он был автором проекта реконструкции Старого сада, был связан уже сложившейся планировкой. Возможно, что это помешало ему развить композицию Старого сада в ширину и в глубину, развернув ее, как это было сделано в Версале, на продолжении центральной оси ансамбля, на огромных пространствах. [Т.Б. Дубяго. История развития Екатерининского парка в Пушкине. 1947 г., стр. 25. Рукопись в архиве ГИОП. ]
Перенесение опыта западноевропейских парко- строителей на русскую почву и даже отдельные Заимствования не определяли конечного результата и общего впечатления, оставляемого русскими парками. Они сохраняли свой самобытный национальный характер. Это и не могло быть иначе, так как облик парков формировался по степенно, не только в результате длительной целеустремленной деятельности их строителей, но и под воздействием местных природных условий, имеющих свою специфику. От этих условий зависел состав растительности в парках и замена одних ее групп другими.
Многочисленные документы XVIII века свидетельствуют о том, что самым распространенным и ценимым деревом в регулярных парках Царского Села была липа, хорошо поддающаяся стрижке, пригодная для посадки на сырых низменных участках, переносящая северные морозы и влажный климат побережья Финского залива.
После отказа от стрижки деревьев главной породой, используемой царскосельскими садовыми мастерами при посадке в аллеях, сделался дуб, не переносящий обрезки кроны и мало пригодный в регулярном паркостроении.
Дубы сажались в аллеях регулярного Старого сада лишь из-за недостатка липовых деревьев. Известно распоряжение, относящееся к 1740-м гг., о пересадке дубков, посаженных «по прешпективам», т. е. в аллеях, в березовую рощу за Рыбным каналом и о замене их штамбовыми липами.
Сад украшали многочисленные произведения декоративной скульптуры. Строители сада лелеяли мысль о создании фонтанов - одного из обязательных аксессуаров регулярного парка. Но ее пришлось оставить, так как не было источников, которые можно было бы использовать для их устройства. Удалось построить только один фонтан в Старом саду. Резервуар, куда накачивалась вода для него, был, по-видимому, установлен на чердаке дворца. Фонтан просуществовал недолго.
В основу начатой в 1740-х гг. реконструкции Старого сада легла мысль о постройке на продолжении центральной аллеи Старого сада, на главной композиционной оси ансамбля, Эрмитажа.
Работы по отделке Эрмитажа еще продолжались, когда Растрелли приступил к возведению Грота на берегу Большого пруда в Старом саду. Грот связывает водные просторы Большого пруда с зелеными массивами сада. После его постройки в планировке сада наметилась новая, дополнительная ось, перпендикулярная главной.
Расширилась и территория Старого сада: его южной границей стали Нижние пруды. Новая северо-западная граница была закреплена постройкой монументальной Катальной горы. Для этого павильона было выбрано место на верхней площадке холма, господствующего над прудом и садом. Посредине Большого пруда, на островке, новый эффектный павильон «Зал на острову» - заменил старый деревянный люстгауз.
Но дальнейшее развитие дворцово-паркового ансамбля пошло не по пути расширения регулярных садов, а по пути строительства на прилегающей к ним территории пейзажных парков.
После отказа от поддержания регулярного Старого сада в том виде, какой он получил в 1740-1760-х гг., коренным образом изменился его характер и возможности обозрения. В середине XVIII столетия дворец и парковые павильоны, расположенные на территории Старого сада, были видны все одновременно. Они доминировали в ансамбле сада, возвышаясь над рядами подстриженных деревьев и кустарников, имевших четкие, геометрически правильные очертания. Таким мы знаем Старый сад по известным изображениям, исполненным М.И. Махаевым и Ф.Г. Баризьеном.
Деревья закрыли впоследствии вид на дворец из парка. Эрмитаж оказался скрытым в глубине сада. Но Старый сад не потерял своей прелести. Время - враг регулярного и союзник пейзажного паркостроения. Свободно разросшиеся деревья широко раскинули свои ветви, и сейчас в могучих дубах и старых липах, ровесниках Большого дворца, мы видим главное украшение парка.
Современный облик старейшей части Екатерининского парка очень далек от первоначального, хотя она и сохранила геометрически правильную регулярную планировку - частую и сложную сеть прямых аллей. Это объясняется не только изменением характера растительности. В Старом саду появились во второй половине XVIII века новые сооружения, такие, как Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны, гранитные мосты на Рыбном канале. Один из двух прямоугольных симметричных прудов на третьем уступе сада был переделан и стал круглым с двумя полулунными прудками по сторонам.
Аллеи старых лип, сохранивших следы стрижки, и аллея из прекрасных мощных дубов уводят посетителя от дворца в глубину Старого сада. Их пересекает «еловая першпектива» вдоль Рыбного канала. Перспектива Рыбного канала и аллей по его сторонам делит старейшую часть сада на две части - верхнюю, обработанную в прошлом уступами, еще заметными и ныне, и нижнюю, с Эрмитажем в центре.
Через Рыбный канал первоначально были переброшены легкие деревянные мосты. Позднее их заменили гранитными и металлическими мостами. [В указе 11 ноября 1774 г. один из пунктов касался постройки через Рыбный канал двух каменных мостов. «В Старом саду, - говорилось в указе,- чрез поперечный канал сделать из тесанного граниту два каменные моста на арках, один по аллее мимо Грота, а другой на Эрмитажной аллее». Мосты были построены в 1775-1778 гг. Проектные чертежи мостов представил Екатерине II В. И. Неелов (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 13, 1774 г., д. 3, л. 30). ] Рыбный канал заканчивается «малым шлюзом» и плотиной, оформленной в 1770-х гг. в виде каскада из тесаного камня. У основания плотины - нагромождение валунов.